RSS Регистрация Главная

***


 Владимир Григорьевич Бенедиктов (1807-1873) -русский поэт, переводчик, литературная известность которого в начале была шумной и счастливой. (Отзывы Пушкина - сдержанные). Однако постепенно слава поэта Бенедиктова потускнела и сошла на нет. Резко критиковали его В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский за выспренный гиперболизм образности, избыточную эмоциональность, надуманные выражения и обороты в  стихах и т.п., что нередко служило мишенью для пародистов. В последний период жизни Бенедиктов занимается переводами А. Мицкевича, В. Шекспира, Ш.Петефи, Ф.Шиллера, А.Шенье, В.Гюго и др., результаты, которых имели те же недостатки, что и собственные стихи. Всеобщее охлаждение к себе поэт перенёс спокойно.

В стихотворении «Воспоминание», посвященном памяти В.А. Жуковского и А.С. Пушкина (1852г.) В.Г. Бенедиктов говорит о Пушкине:
...... и являлся
Он - чернокудрявый, огнеокий,
Пламенный Онегина создатель,
 И его веселый, громкий хохот
 Часто был шагов его предтечей;
 Меткий ум сверкал в его рассказе;
Быстродвижные черты лица
Изменялись непрерывно; губы
И в молчанье жизненным движеньем
Обличали вечную кипучесть
Зоркой мысли. Часто едкой злостью
Острие играющего слова
 Оправлял он; но и в этой злости
Было прямодушие основой   -
Благородство творческой души,
Мучимой, тревожимой, язвимой
Низкими явленьями сей жизни.
..........
… стать властелином жизни
Был способен силой крепкой воли
Отрешиться от мечты порою
И взглянуть на вещи метким взором,
Проницающий и самый камень.
Светом называемым: за то
Совладать с собою было трудно
Этому гиганту; - с бурным чувством -
С этим африканским ураганом -
Он себя не мог преодолеть.
…..
….кипучий, прежде отлетевший
В лучший мир, безвременною смертью
Сорван был, когда поэта гений
Лишь вполне развил свою могучесть.
Он широким. Львиным перескоком
В вечность перенесся, до конца
 Верный быстроте своих движений,
Вдруг сказал он: «Кончено», - и, бросив,
Нам свой прах, душой воспрянул к небу.
.........
...хотел как будто б - самой смертью
Вдруг расторгнуть вечную преграду
Что живых от мертвых отделяет, -
Распахнуть настежь эти двери
И открыть над миром в полном блеске
Неба светозарного пучину...

***     


  Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842) -русский поэт-самоучка, воронежский мещанин, стихи которого в 1830 году появились в печати. В 1836 году он отправился в Петербург, где его радушно встретил А.С. Пушкин, И.А. Крылов, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, поощрившие талант поэта - самоучки. Знакомство Кольцова с В.Г.Белинским, вскоре перешедшее в близкую дружбу. Оказало решающее воздействие на его судьбу как народного поэта. Особое впечатление на Кольцова произвело знакомство с Пушкиным и беседы с ним на литературные темы. Потрясенный безвременной и трагической гибелью поэта, Кольцов написал думу «Лес», в которой через эпический образ русской природы передал богатырскую мощь и национальное величие поэтического гения Пушкина. Поэзия Кольцова оказала большое влияние на русскую и советскую литературу, в частности на творчество А.А. Фета, Н.А. Некра¬сова, Г.И. Успенского, М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского и др. Многие стихи Кольцова стали и народными песнями, где воспевается крестьян¬ский труд.
 
    Отрывок из стихотворения А.В. Кольцова «Лес», написанного в 1837 году:
Лес
Посвящается памяти А.С. Пушкина
Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?
Что, Бова - силач.
Заколдованный,
С непокрытою
Головой в бою,
Ты стоишь - поник,
И не ратуешь
С мимолетною
Тучей - бурею.
.....
Не осилили
Тебя сильные,
Так дорезала
Осень черная.
Знать. Во время сна,
К безоружному
Силы вражие
Понахлынули.
С богатырских плеч
Сняли голову-
Небольшой горой,
А соломинкой...

***


  Виссарион Григорьевич  Белинский (1811-1848) -выдающийся русский литературный критик-мыслитель. Один из представителей домарксова материализма, основоположник русской реалистической эстетики и реалистической критики, борец с крепостнической действительностью. В цикле статей о Пушкине (11 статей, 1843-1846 годы) Белинский дал обзор русской литературы от Ломоносова до Пушкина. Творчество Пушкина критик рассматривал как грандиозное явление русской культуры, имеющее основу в общественном движении, которое было связано с Отечественной войной 1812 года и привело к декабризму. Основными чертами пушкинской поэзии Белинский считал мужественный оптимизм и «лелеющую душу гуманность». Критерии художественности произведения (простота, точность, народность, оригинальность), выдвинутые Белинским, совпадали с критериями Пушкина. Белинский был выдающимся критиком и западно-европейской литературы. Его статьи воспитывали не только читателей, но и писателей. Известно, что Пушкин внимательно присмаривался к деятельности этого молодого критика, читал его статьи, положительно о них отзывался и после запрещения журнала «Телескоп», где работал Белинский, начал переговоры о приглашении того в Петербург, в сотрудники журнала «Современник». Однако напряженная личная жизнь поэта в конце 1836 года, а затем дуэль и смерть - помешали ему осуществить этот замысел.

В 1844 году, в пятой статье о Пушкине цикла «Сочинения Александра Пушкина», Белинский писал:
 «... если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, аристократический стих, - этим разгадали бы тайну пафоса всей жизни Пушкина».

Заканчивая «Статью 11-ую и последнюю» этого цикла. Белинский писал:
 «...Пушкин был по преимуществу поэт, художник и больше ничем не мог быть по своей натуре. Он дал нам поэзию, как искусство, как художество. И потому он навсегда останется великим, образцовым мастером поэзии, учителем искусства. К особенным свойствам его поэзии принадлежит ее  способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека. Несмотря на генеалогические свои предрассудки, Пушкин по самой натуре своей был существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руку каждому, кто казался ему «человеком». Несмотря на его пылкость, способную доходить до крайности, при характере сильном и мощном, в нем было много детски кроткого, мягкого и нежного. И всё это отразилось в его изящных сочинениях. Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будет образовывать и развивать не только эстетическое , но и нравственное чувство...
Конечно, придет время, когда потомство воздвигнет ему вековечный памятник; но тем страннее для его современников, что они не имеют еще порядочного издания его сочине-ний... Скоро десять лет минует после трагической кончины нашего великого поэта, а мы не имеем даже сносного собрания его творений!.. Пора бы подумать об этом».

В.Г.Белинскому принадлежат также слова: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движ¬щимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застал их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное».

***


  Александр Иванович Герцен (1812-1870)-русский прозаик, публицист, революционный деятель. Автор многих политических и философских статей, мемуарных портретов, автобиографических и путевых очерков, повестей и романов, прошедший ссылки в Пермь, Вятку, Владимир и Новгород. С января 1847 года Герцен, навсегда покинув-ший Россию, продолжает публицистическую и литературную деятельность во Франции и Италии. С 1853 года - основатель Вольной русской типографии и газеты русской эмиграции «Колокол» в Лондоне, а затем в Женеве. Вершиной его творчества стала мемуарно-автобиографическая книга «Былое и думы». В своих политических взглядах Герцен продолжил идеи декабристов и развил их до революционного народничества 60-х годов, предшественника русской социал-демократии. Творчество Пушкина Герцен рассматривал как выражение вольнолюбия декабристской поры.

В работе «О развитии революционных идей в России» (1851 года) А.И.Герцен писал:
«...Появился великий русский поэт Пушкин, а появившись, сразу стал необходим словно русская литература не могла без него обойтись. Читали других поэтов, восторгались ими, но произведения Пушкина - в руках у каждого образованного русского, и он перечитывает их всю свою жизнь. Его поэзия - уже не проба пера, не литературный опыт, не упражнение: она - его призвание, и она становится зрелым искусством; образованная часть русской нации обрела в нем впервые дар поэтического слова.
Пушкин как нельзя более национален и в то же время понятен иностранцам. Он редко подделывается под просторечие русских песен, он передаёт свою мысль такой, какой она возникает в нем. Подобно всем великим поэтам он всегда на уровне своего читателя; он становится величавым, мрачным, грозным, трагическим, стих его шумит, как море, как лес, раскачиваемый бурею, и в то же время ясен, прозрачен, сверкает, полон жаждой наслаждения и душевных волнений. Русский поэт реален во всем, в нем нет ничего болезненного... Муза его - не бледное создание с расстроенными нервами, закутанное в саван, а пылкая женщина, сияющая здоровьем, слиш-ком богатая подлинными чувствами, чтобы искать поддельных, и достаточно несчастная, чтобы иметь  нужду в выдуманных несчастьях».

***

   Павел Васильевич Анненков (1812-1887) -русский литературный критик, писатель, публицист, мемуарист, дружба которого с Н.В.Гоголем и В.Г.Белинским оказала огромное воздействие на его духовное развитие, определила литературную судьбу, верность принципам реализма и глубокий интерес к современности. Он - автор «Материалов для биографии Пушкина» издатель первого собрания его сочине¬ний (1855-1857годы). В ту эпоху это было равносильно подвигу, т.к. Анненкову пришлось мужественно бороться за право публикации многих подцензурных стихов поэта. Благодаря его работе были впервые опубликованы около 120-ти новых произведений и набросков Пушкина. П.В.Анненков - первый исследователь, заложивший основы современного научного пушкиноведения. Изучение биографии, переписки, рукописей Пушкина, собирание воспоминаний его близких, друзей, современников - стало делом всей его жизни. Российская литературная общественность высоко оценила эти и последующие труды П.В.Анненкова в пушкиноведении.

В заключительной части работы «Материалы для биографии А.С.Пушкина» (1853г.), составившей первый том семитомного собрания сочинений поэта (1855-1857 г.г.) П.В.Анненков писал:
 «...Как дуб, предназначенный на долгое существование, Пушкин вначале развивался тихо, раскидывая ветви с каждым годом все шире и шире. В зачатках его уже можно было видеть все признаки медленного возрастания, которое бывает уделом мощных организаций... Корни его поэзии постепенно, медленно и глубоко проникали в глубь жизни и души человеческой. Он и в последнее время еще далеко  не достиг предела, какой был положен собственной его природой, и по оставшимся начаткам легко видеть обширные размеры, какие мог бы он принять впоследствии. Обозревая всю деятельность его вполне, невольно приходишь  к заключению, что мы имеем только приготовление Пушкина к последнему фазису развития его, который должен был и определить всё значение и довершить  весь его образ, но... будем довольны и тем, что нам осталось от него.
Нам осталась вполне сущность его поэзии...»

***


 Иван Александрович Гончаров (1812-1891) - русский писатель и литературный критик, автор ряда очерков, повестей и известных романов, имеющих своей основой реалистическое отображение российской и иной действительности. Некоторые герои его произведений получили нарицательность. Как писатель, Гончаров выступал за нравственную независимость личности, против всех форм деспотизма, призывал к гуманности, духовности и свободе от социального и морального рабства.
Его герои изображены в обыденности жизни, но в условиях ее внутреннего напряжения. На творчество Гончарова большое влияние оказали произведения А.С.Пушкина, а также близость к Белинскому и Добролюбову.

Отрывок из письма И.А.Гончарова поэту Я.П.Полонскому от 6 июля 1880 года:
 «...И вдруг - Пушкин! я узнал его с «Онегина», который выходил тогда периодически. Отдельными главами: боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг - и какие правды - и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса для впечатлительной натуры...»
Отрывок из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» (1871 год):
 «...Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще...».
Отрывок из статьи «Лучше поздно, чем никогда» (1879год):
 «...В Пушкине кроются все семена и за-чатки, из которых развивались потом все роды и виды искус¬ства во всех наших художни-ках...».

***


 Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) -русский поэт, прозаик, драматург, творческая жизнь которого продолжалась всего 13 лет. Однако и за этот период он успел занять одно из выдающихся мест в русской литературе, завершив развитие русской романтической поэмы, создав замечательные стихотворные лирические шедевры и заложив основы русского реалистического романа.
Лермонтов не был знаком с Пушкиным и его окружением, но с детства ему  было близко творчество великого поэта, а также русская «байроническая поэма». В стихотворении «Смерть поэта», написанном им сразу после получения известия о смерти Пушкина после дуэли, Лермонтов от имени целого поколения выразил скорбь по поводу гибели национального гения и негодование против его врагов. Стихотворение это быстро распространилось в списках, принесло автору широкую известность, а также арест и перевод его из гвардии в действующую на Кавказе армию, т.е. первую его ссылку. Во время второй ссылки на Кавказ, поэт был убит на дуэли недалеко от Пятигорска.

Отрывки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (1837 г.):
Погиб поэт!  - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде,... и убит!
........
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
.......

***


 Иван Сергеевич Тургенев(1818-1883) -выдающийся русский прозаик, драматург, поэт, литературный критик, публицист, мемуарист и переводчик. Автор классических произведений, вошедших в сокровищницу русской культуры. Его творчество ознаменовало новый этап в развитии русского литературного реализма. Он продолжатель традиций Пушкина, Гоголя и Лермонтова в создании «биографического» романа своего героя, в центре внимания автора которого - судьба одного лица, характерного для своего времени. Особое место в прозе Тургенева зани-мают женские образы, отрицательное отношение пи¬са¬теля к крепостничеству, показ душевного богатства и природной одаренности русского крестьянина, умелое использование пейзажа. Как последователь Пушкина и Гоголя, Тургенев - мастер психологического и сатирического портрета. Велика его роль в популяризации и про¬паганде русской литературы за рубежом.

Прогрессивная Россия встретила овацией речь И.С.Тургенева 7 июня 1880 года в Москве, на пушкинских торжествах после открытия памятника поэту. В заключительной части этой речи писатель сказал:
    «... Будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым скажет, что он подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком!.. В поэзии - освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила. Будем также надеяться, что в недалеком вре¬мени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понято, что значит это имя: Пушкин! - и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: « Это памятник - учителю!»

***


 Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) - русский писатель, журналист, публицист, автор многих психологических повестей и романов, героями которых становятся простые люди с их вну¬ренним миром душевных переживаний, зачастую оторванные от реальности бытия, мечтатели, живущие в мире грёз. Писатель, переживающий 10 лет каторги и солдатчины за убеждения и распространение идей христианского утопического социализма. Достоевский высоко ценил творческое наследие Пушкина, считая, что он наиболее художественен, т.е. наиболее прост, пленителен и понятен, а значит, имеет национальное значение. Достоевский особенно ценил стихотворение Пушкина «Пророк». Это имя утвердилось за ним после его знаменитой речи на открытии памятника Пушкину в Москве 8 июня 1880 года, однако его призыв к «смирению» и объединению противоположных сил и группировок общества не нашел поддержки в России.

Отрывки из статьи Достоевского (1861г.), «Дневника писателя» (1876г.) и речи его на пушкинских торжествах в Москве (8 июня 1880 г.):
 «...Явление Пушкина есть доказательство, что дерево цивилизации уже дозрело до плодов и что плоды  его не гнилые, а великолепные, золотые плоды ...».
 «...У нас всё ведь от Пушкина. Поворот его к народу в столь раннюю пору его деятельности до того беспримерен и удивителен, представлял для того времени до того неожиданное новое слово, что объяснить его можно лишь если не чудом, то необычайной великостью гения, которого мы, прибавлю к слову, до сих пор еще оценить не в силах...».
    «...Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое... появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом. В этом смысле Пушкин есть пророчество и указание...».
«...Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть и надежда, великая надежда за русского человека.

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни...

-сказал поэт по другому поводу, но эти слова его можно прямо применить ко всей его национальной творческой деятельности. И никогда еще ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин...».
 «...Если бы жил он дольше, может быть, явил бы бессмертные и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их  к нам гораздо более и ближе, чем теперь, может быть, успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших  и они уже более бы понимали нас, чем теперь, стали бы нас предугадывать, перестали бы на нас смотреть столь недоверчиво и высокомерно, как теперь еще смотрят. Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

***


 Николай Александрович Островский (1823-1886) - выдающийся русский драматург и театральный деятель, пропагандист реалистического искусства, интереса к речи и быту городского купечества, чиновничества и простонародья, а также к фольклору на русской сцене. А.А.Островский - признанный глава русских драматургов, в произведениях которого тесно сплетается комедийное и драматическое начало. Критерием его оценки служили идеалы народной нравственности. Основная часть литературного наследия Островского - социально-бытовая и семейно - бытовая драматургия. Он положил начало психологической русской драме, развитой далее А.П.Чеховым. Следуя Пушкину, Островский не раз обращался к исторической драме и хронике на темы Смутного вре¬мени, показывая судьбы и деяния народа в истории.

В застольной речи на торжественном обеде в Московском обществе любителей российской словесности 7 июня 1880 года по случаю открытия памятника Пушкину, Островский, в частности, сказал:
 «...Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоценимы. Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть...
Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Наша литература обязана ему своим умственным ростом. И этот рост был так велик, как быстр, что историческая последовательность в раз¬витии литературы и общественного вкуса была, как будто разрушена и связь с прошедшим разорвана. Этот прыжок был не так заметен при жизни Пушкина; современники хотя и считали его великим поэтом, считали своим учителем, но настоящими их учителями были люди предшествовавшего поколения, с которыми они были очень крепко связаны чувством безграничного уважения и благодарности. Как ни любили они Пушкина, но все-таки, в сравнении со старшими писателями он казался им еще молод и не довольно солиден; признать его одного виновником быстрого поступательного движения русской литературы значило для них обидеть солидных и во многих отношениях весьма почтенных людей. Всё это понятно, и иначе не могло быть. Зато последующее поколение, воспитанное исключительно Пушкиным, когда сознательно оглянулось назад, увидало, что предшественники его и многие его современники для них уже даже не прошедшее, а далекое давно прошедшее. Вот когда заметно стало, что русская литература в одном человеке выросла на целое столетие.
Пушкин застал русскую литературу в период ее молодости, когда она еще жила чужими образами и по ним вырабатывала формы, лишенные живого, реального содержания, - и что же? Его произведения - уже не исторические оды, не плоды досуга, уединения или меланхолии; он кончил тем, что оставил нам образцы, равные образцам литератур зрелых, образцы, совершенные по форме и по самобытному, чисто народному содержанию. Он дал серьезность, поднял тон и значение литературы, воспитал вкус в публике завоевал ее и подготовил для будущих литераторов, читателей и ценителей...
Прочное начало освобождение нашей мысли положено Пушкиным, - он первый стал относится к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и был - был самим собой. Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей. Что это за школа, что он дал своим последователям? Он завещал им  искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякий оригинальности смелость, дал смелость  русскому писателю быть русским. Ведь это только легко сказать! Ведь это значит, что Пушкин, раскрыл русскую душу. Конечно, для последователей  путь его труден: не всякая оригинальность настолько интересна, чтобы ей показываться и ею занимать. Но зато, если литература наша проигрывает в количестве, так выигрывает в качественном отношении. Немного наших произведений идет на оценку Европы, но и в этом, немногом, оригинальность русской наблюдательности, самобытный склад мысли уже замечены и оценены по достоинству. Теперь нам остается только желать, чтобы Россия производила побольше талантов, пожелать русскому уму поболее развития и простора; а путь, по которому идти талантам, указан нашим великим поэтом...».


***

Мои сайты
Вход
АУДИО









| гр." СТРАННИКИ" |
Электроника
...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Плагины, сниппеты и пользовательские скрипты на jquery