RSS Регистрация Главная

Писатели и поэты об А.С. Пушкине.

Многочисленные имена деятелей отечественной литературы, оценивших роль и значение творче¬ства А.С.Пушкина, исходя из воз-можностей предлагаемой работы, здесь представлены наиболее значительные из его современников, а также их наиболее характерные, неповторяющиеся высказывания. Однако и такой объем оценок говорит о величии, масштабах значения и бессмертии творческого наследия поэта.
В предлагаемой подборке материалов авторы их представлены по «возрасту», т.е. по дате своего рождения. Даются также их краткие биографические и источниковые пояснения.


 Василий Львович Пушкин (1770-1830) - дядя А.С. Пушкина (по отцу), поэт - сентименталист, последователь Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева, автор ряда элегий, песен, романсов, альбомных стихов, а также героической поэмы «Опасный сосед» и стихотворной повести «Капитан Хребтов». В.Л. Пушкин один из первых заметил и оценил талант своего племянника.
Отрывок из стихотворения В.Л. Пушкина. «А.С. Пушкину», написанного автором в год своей смерти (1830 г.).

Племянник и поэт! Позволь, чтоб дядя твой
На старости, в стихах поговорил с тобой!
Хоть модный романтизм подчас я осуждаю,
Но истинный талант люблю и уважаю.

Послание к вельможе есть пример
Что не забыт тобой затейливый Вольтер!
Ты остроумие и вкус его имеешь
И нравиться во всем читателю умеешь.

Пусть бесится, ворчит московский Ла-Бомель!
Не оставляй свою прелестную свирель!
Пусть критики достоинств не умалят.
Жуковский, Дмитриев тебя и чтут и хвалят!

Крылов и Вяземский в кругу твоих друзей,
Пиши и утешай их музою своей,
Наказывай глупцов, не говоря ни слова,
Печатай им назло скорее Годунова!
.........
Но полно! Что тебе парнасские пигмеи,
Нелепая их брань, придирки и затеи?
Счастливцу некогда смеяться даже им!
Благодаря судьбу, ты любишь и любим!

Венчанный розами ты грации рукою,
Вселенную забыл, к ней прилепясь душою!
Прелестный взор ее тебя животворит
И счастье прочное, и радости сулит.

Блаженствуй! -Но в часы свободы, вдохновенья
Беседуй с музами, пиши стихотворенья,
Словесность русскую, язык обогащай
И вечно с миртами ты лавры съединяй!

***



 Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) - русский поэт, начавший как сентименталист, позднее - один из основоположников русского  романтизма.
Последователь Н.М.Карамзина по своим политическим и литературным взглядам. Близкий друг и наставник Пушкина до конца жизни поэта. Автор многих романтических баллад, стихотворений, поэм, в том числе на темы русских народных сказок, а также переводов произведений Гомера, Байрона, Шиллера и классиков Востока. По словам  В.Г.Белинского, Жуковский, одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития.

Из письма Жуковского Пушкину в Михайловское. Ноябрь 1824 года:
 «...Ты имеешь не дарование, а гений... Ты более нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин... По данному мне полномочию предлагаю тебе первое  место на русском Парнасе. И какое место, если с высокостию гения соединишь и высокость цели! Милый мой брат по Аполлону! Это тебе возможно! А с этим будешь недоступен и для всего. Что будет шуметь вокруг тебя в жизни...».
Из письма Жуковского отцу поэта, С.Л.Пушкину. Февраль 1837 года:
 «...Нашего Пушкина нет! это, к несчастию. Верно; но всё еще кажется невероятным. Мысль, что его нет еще не может войти в порядок обыкновенных, ясных, ежедневных мыслей. Еще по привычке продолжаешь искать его, еще так естественно ожидать с ним встречи в некоторые условные часы; еще посреди наших разговоров, как будто отзывается его голос, как будто раздается его живой, веселый (ребячески веселый) смех, и там, где он бывал ежедневно, ничто не переменилось, нет и признаков бедственной утраты, всё в обыкновенном порядке, все на своем месте; а он пропал, и навсегда - непостижимо. В одну минуту погибла сильная, крепкая жизнь, полная гения, светлая надеждами... Россия лишилась своего любимого национального поэта. Он пропал для нас в ту минуту, когда его созревание совершилось; пропал, достигнув до той поворотной черты, на которой душа наша, прощаясь с кипучею, буйною, часто беспорядочною силою молодости, тревожимой гением, передаётся более смелой, более  образовательной силе здравого мужества, столь же свежей, как и первая, может быть не столь порывистой, но более творческой. У кого из русских с его  смертию не оторвалось что-то родное от сердца?..».

***


 Денис Васильевич Давыдов(1784-1839) - русский поэт и военный писатель, активный участник Отечественной войны 1812 года, один из организаторов, руководителей и теоретиков партизанского движения. Создатель жанра «гусарской лирики». Поэзию его высоко ценил Пушкин, для которого, по его словам, поэтический слог Д.В.Давыдова служил образцом оригинальности.

Из письма Давыдова к П.А.Вяземскому в 1737 году в связи с кончиной Пушкина:
«,,,Веришь ли, что я по сию пору не могу опомниться - так эта смерть поразила меня! Пройдя сквозь весь пыл наполеоновских и других войн, многим подобным смертям я был виновником и свидетелем, но ни одна не потеряла душу мою подобно смерти Пушкина. Грустно, что рано, но если уж умирать, то умирать так должно. А не так, как умрут те из знакомых нам с тобою литераторов, которые теперь втихомолку служат молебны и благодарят судьбу за счастливейшее для них происшествие. Как Пушкин - то и гением и чувствами, и жизнию, и смертию парит над ними. И эти навозные жуки думали соперничать с этим громодержавным орлом!..».

***


  Николай  Иванович Гнедич (1784-1833) - русский поэт, переводчик. Общественный и театральный деятель. Литературный союзник и авторитет для молодого Пушкина. Автор известного полного перевода «Илиады» Гомера, который Пушкин оценил как высокий подвиг поэта, а также ряда переводов Шиллера. Вольтера, Шекспира и др. создатель ряда стихов свободолюбивого, демократического содержания.

Стихотворение Н.И. Гнедича «А.С. Пушкину, по прочтении сказок его о царе Салтане и проч.», написанное в 1832 году:
Пушкин, Протей
Гибким твоим языком и волшебством твоих песнопений!
Уши закрой от похвал и сравнений
Добрых друзей;
Пой, как поёшь ты, родной соловей!
Байрона гений, иль Гёте, Шекспира -
Гений их неба, их нравов, их стран -
Ты же, постигнувший таинство русского духа и мира,
Пой нам по-своему, русский баян!
Будь на Руси ты певец несравненный.

***


 Федор Николаевич Глинка (1786-1880)  – русский поэт и публицист, офицер, участник сражений при Аустерлице, в Отечественной войне 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов. Автор «Записок русского офицера», «Очерков Бородинского сражения», многих стихотворений, ставших популярными народными песнями, а также политических элегий и поэм. Декабрист, сосланный в Карелию, изучивший этнографию и фольклор этого северного края. Пушкин указывал на оригинальность, но однообразие мысли последующих элегических псалмов Ф.Н.Глинки.

Из стихотворения Ф.Н.Глинки «К Пушкину», написанного в 1819 году:
О Пушкин, Пушкин! Кто тебя
Учил пленять в стихах чудесных?
.......
Не бойся молодой певец!
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!

***


 Петр Андреевич  Вяземский(1792-1878) - русский поэт и критик. В первый период - автор многих вольнолюбивых, обличительных стихов. В последующем - реакционер, защитник монархизма, враг революционности.
В целом, П.А. Вяземский - поэт высокой художественной культуры, владеющий различными жанрами. Близкий друг Пушкина, который высоко ценил его мастерство сатирика, автора острых эпиграмм и салонных каламбуров: «Язвительный поэт, остряк замысловатый, и  блеском колких слов, и шутками богатый...».

Из письма П.А.Вяземского Денису Давыдову в связи с кончиной Пушкина (1837год):
«… Чье сердце любило русскую славу, поэзию, знало Пушкина не поверхностно, как знал его равнодушный или недоброжелательный свет ... может ли тот не содрогнуться от участи, постигшей Пушкина, и не оплакивать его горючими, сердечными слезами…».

Из стихотворения П.А Вяземского «На па-мять» (1837 год):
,,И, верный памятник сердечных слез и стона,
Вам затвердит одно рыдающий мой стих:
Что яркая звезда с родного небосклона
Внезапно сорвана средь бури роковой,
Что песни лучшие поэзии родной
Внезапно замерли на лире онемелой,
Что пал во всей поре красы и славы зрелой
Наш лавр, наш вещий лавр, услада наших дней,
Который трепетом и сладкозвучным шумом
От сна воспрянувших пророческих ветвей
Вещал глагол богов на севере угрюмом,
Что навсегда умолк любимый наш поэт.
Что скорбь постигла нас, что Пушкина уж нет.

***


 Николай Алексеевич Полевой  (1796-1846) - русский прозаик и критик, драматург, журналист, историк, переводчик. С 1825 года - издатель собственного журнала «Московский телеграф» до его закрытия в 1834 году. Один из первых буржуазных идеологов в России. В последний период жизни Н.А.Полевой - выразитель реакционных взглядов на российскую действительность. Основной исторический труд Н.А.Полевого «История русского народа» в 6-ти томах полемически направлено против «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина с её аристократической концепцией. В.Г. Белинский высоко оценил роль Н.А. Полевого в русской литературе.

Отрывок из статьи «Пушкин» Н.А.Полевого (1837 год):
« …Пока был он жив, пока являлся между нами, мы забывали Пушкина настоящего и смотрели в настоящем только на Пушкина будущего. Но самое это требование целого и могущественного народа от одного человека, эта боязнь всех за одного, это общее ожидание, что поэт, новым, бурным переливом гения через скалы и утесы, удовлетворит каждой новой потребности наших умов и сердец,- вот мера гения Пушкина. К нему, и только к нему одному, относились наши требования и ожидания; только за него одного мы трепетали и боялись...
    Таково было место Пушкина - поэта в современной России. Оглянитесь кругом: нет другого Пушкина среди пятидесяти миллионов нашего славного, умного русского народа! Русская почва плодородна на великое. Пуш-кины явятся снова, еще лучше. Еще прекраснее будут они, но среди нас, живущих ныне - нет другого Пушкина. Это говорим мы, современники его. И это подтвердит потомство...».

***

 Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846)  - русский поэт, драматург, критик, переводчик. Лицейский товарищ Пушкина, друг А.С. Грибоедова. Представитель русского классицизма в новых общественных условиях. Решительный противник самодержавия, декабрист, большую часть жизни проведший в тюрьме и сибирской ссылке, но не прерывавший своей литературной деятельности.

Отрывок из стихотворения В.К. Кюхельбекера «К Пушкину» (1818 год):
...Счастлив, о Пушкин, кому высокую душу Природа;
Щедрая Матерь, дала верного друга мечту,
Пламенный ум и не сердце холодной толпы!
Он всесилен
В мире своем; он творец! Что ему низких  рабов,
Мелких, ничтожных судей, один на другого похожих, -
Что ему их приговор?..

     Отрывок из стихотворения В.К. Кюхельбекера «19 ок¬тября 1837 года» :
... Последний пал родимый мне поэт...
И вот опять Лицея день священный,
Но уж и Пушкина меж вами нет!
Не принесет он новых песен вам,
От них не затрепещут перси ваши,
Не выпьет с вами он заздравной чаши:
Он воспарил к заоблачным друзьям,
 Он ныне с нашим Дельвигом пирует;
Он ныне с Грибоедовым моим:
По них, по них душа моя тоскует;
Я жадно руки простираю к ним!

***


 Антон Антонович Дельвиг (1798-1831) - русский лирический поэт литературный критик, журналист, один из близких лицейских друзей А.С.Пушкина, которого тот впоследствии назвал «художников друг и советник», восторгаясь его необыкновенным чутьем изящного.
 Дельвиг - автор многих лирических песен, ставших русскими народными, а также популярными романсами. В последекабристскую эпоху реакции Дельвиг - литературный наставник молодых литераторов, издатель «Литературной газеты», объединившей лучшее в русской литературе, утверждавшей прин¬ципы литературной школы Пушкина.

Отрывок из стихотворения А.А. Дельвига «Пушкину», написанного в лицейские годы (не позже 1815 года):
...Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.

***


  Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) - русский поэт, автор ряда поэм и многих лирических стихотворений, элегий. Творчество его высоко ценил А.С.Пушкин за умение развить образ и чувства героев в динамике, т.е. в развитии под влиянием изменяющихся обстоятельств жизни. Е.А.Баратынский - поэт мыслитель, гуманист, противник крепостного права.

Отрывок из письма Е.А. Баратынского П.А. Вяземскому в связи с кончиной А.С. Пушкина (1837 год):
«...Как русский, как товарищ, как семьянин, скорблю и негодую; мы лишились таланта первостепенного, может быть, еще не достигшего своего полного развития, который совершил бы непредвиденное, если бы разрешились сети, расставленные ему обстоятельствами, если бы в последней отчаянной его схватке с ними судьба преклонила весы в его пользу. Не могу выразить, что я чувствую; знаю только, что я потрясен глубоко и со слезами, ропотом, недоумением беспрестанно себя спрашиваю: зачем это так, а не иначе? Естественно ли, что великий человек, в зрелых летах, погиб на поединке, как неосторожный мальчик? Сколько тут вины его собственной, чужой, несчастного предопределения? В какой внезапной неблагосклонности к возникающему голосу России провидение отвело око свое от поэта, давно составлявшего ее славу и еще бывшего (что бы ни говорили злоба и зависть) ее великою надеждою?

***


 Федор Иванович Тютчев (1803-1873)- русский поэт - романтик, публицист, представитель философской лирики, консервативные политические взгляды которого сочетались с мятущимся духовно- нравственным строем его поэзии. Тютчев - лирик - мыслитель, первые стихи которого с восторгом встретил А.С.Пушкин, опубликовавший их в своем журнале «Современник» в 1836 году.

    Отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева «29-е января 1837 года»:
... Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему!..
Назло людскому суесловью,
Велик и свят был жребий твой!..
Ты был богов орган живой,
Но с кровью в жилах... знойной кровью.
И сею кровью благородной
Ты жажду чести утолил -
И осененный опочил
Хоругвью гордости народной.
Вражду твою пусть Тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь...
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..

***


 Дмитрий Владимирович  Веневитинов (1805-1827) - русский поэт и писатель, переводчик и литературный критик, представитель романтизма, много сделавший для утверждения философской романтической лирики. Поэт-романтик, погруженный в мир красоты, Веневитинов был далек от политической борьбы, но ему не чужды были вольнолюбивые идеи и настроения, отвращение ко всякому насилию и произволу. Пушкин высоко ценил творчество Веневитинова, талант и обаяние личности этого рано скончавшегося поэта.

Д.В. Веневитинов в 1826 году написал стихотворение «К Пушкину», где упоминает  о Байроне, Шенье и Гёте:
 Известно мне: доступен гений
Для гласа искренних сердец.
К тебе, возвышенный певец,
Взываю с жаром песнопений.
Рассей на миг восторг святой,
Раздумье творческого духа,
И снисходительного слуха
Младую музу удостой.
 Когда пророк свободы смелый
Тоской измученный поэт
Покинул мир осиротелый,
 Оставя славы жаркий свет
И тень всемирныя печали,
хвалебным громом прозвучали
Твои стихи ему вослед.
Ты дань принес увядшей силе
И славе на его могиле
Другое имя завещал.
Ты тише, слаще воспевал
У муз похищенного галла,
Волнуясь песнею твоей,
В груди восторженной моей
Душа рвалась и трепетала.
Но ты еще не доплатил
Каменам долга вдохновенья:
Кхвалам оплаканных могил
Прибавь веселые хваленья.
Их ждет еще один певец:
Он наш, - жилец того же света,
Давно блестит его венец;
Но славы громкого привета
Звучней, отрадней глас поэта.
Наставник наш, наставник твой,
Он кроется в стране мечтаний,
 В своей Германии родной.
Досель хладеющие длани
По струнам бегают порой,
И переливчатые звуки,
Как после горестной разлуки
Старинной дружбы милый глас,
К знакомым думам клонят нас.
Досель в нем сердце не остыло.
И верь, он с радостью живой
В приюте старости унылой
Еще услышит голос твой,
И, может быть, тобой плененный,
Последним жаром вдохновенный,
Ответно лебедь запоёт
И, к небу с песнию прощанья
Стремя торжественный полёт.
В восторге дивного мечтанья
Тебя, о  Пушкин, назовет.

***


  Александр Иванович Полежаев (1805-1838)-талантливый русский поэт, сурово наказанный царем за вольнодумство в своей ранней студенческой поэме «Сашка» - ссылкой в солдаты, а затем - на Кавказ. Полежаев - автор ряда последующих поэм и стихотворений, до конца жизни не утративший прежней силы своего духа и таланта. Многие песни Полежаева стали популярными в народе песнями. Сам поэт был замучен суровыми, жестокими условиями солдатчины.

Отрывок из цикла стихов А.И.Полежаева «Венок на гроб Пушкина», написанного в 1837 году:
...Где же ты, певец народный,
Величавый, благородный,
Как широкий океан;
И могучий, и свободный,
Как суровый ураган?
Отчего же голос звучный,
Голос с славой неразлучный
Своенравный и живой
Уж не царствует над скучной,
Полумертвою душой,
Не владеет нашей думой,
То отрадной, то угрюмой,
По внушенью твоему?
.........
О так, о так, певец Людмилы и Руслана,
Единственный певец волшебного фонтана,
Земфиры, невских берегов,
Певец любви, тоски, страданий неизбежных
Ты мчал нас, уносил по лону вод мятежных
Твоих пленительных стихов;
..........
Мы слушали, томясь приятным ожиданьем, -
И вдруг, поражена невольным содроганьем,
Россия, мрачная, в слезах,
Высоко над главой Поэзии печальной
Возносит не венок, но факел погребальный,
И Пушкин - труп, и Пушкин - прах!
Он - прах! Довольно! Прах, и прах
непробудимый!
Угас, и навсегда, мильонами любимый,
Державы северной Баян!

***


  Николай Васильевич  Гоголь  (1809-1852) - русский (украинец по происхождению) писатель. Драматург, литературный критик, публицист. Гоголь был представлен Пушкину в мае 1831 года и деятельно сотрудничал с ним в журнале «Современник». С 1832 Гоголь - один из ведущих русских писателей - реалистов. На подсказанные Пушкиным сюжеты Гоголем были написаны комедия «Ревизор» и поэма в прозе «Мертвые души». В период гибели Пушкина Гоголь был за границей. Гоголь - основатель «натуральной школы». Он оказал исключительно сильное воздействие на всё последующее развитие русской литературы показом пошлости жизни («пошлости пошлого человека»). Главные произведения Гоголя, обнажившие социальные пороки царской России, составили одно из важнейших звеньев становления русского критического реализма. Однако последний период жизни писателя своеобразен и во многом подчинен религиозно-мистическим настроениям, характерен усилением реакционного мировоззрения.

Отрывки из статьи Гоголя «Несколько слов о Пушкине», написанной в 1835 году:
«...При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэта. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его им не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство. Сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее всех раздвинул ему границы и показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явиться через двести лет. В нем русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
Самая его жизнь совершенно русская.
Он при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами своего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами.
Если должно сказать о тех достоинствах, которые составляют принадлежность Пушкина, отличающую его от других поэтов, то она заключается в чрезвычайной быстроте описания и в необыкновенном искусстве немногими чертами обозначить весь предмет. Его эпитет так отчетист и смел, что иногда один заменяет целое описание; кисть его летает. Его небольшая пьеса всегда стоит целой поэмы. Вряд ли о ком из поэтов можно сказать, что у него в короткой пьесе вмещается столько величия, простоты и силы сколько у Пушкина... Тут всё и наслаждение, и простота, и мгновенная высокость мысли, вдруг объемлющая священным холодом вдохновения читателя. Здесь нет этого каскада красноречия. Увлекающего только многословием, в котором каждая фраза  потому только сильна, что соединяется с другими и оглушает падением всей массы, но если отделить ее, она становится слабою и бессильною. Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто, всё прилично, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает и чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове  бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт...».


Мои сайты
Вход
АУДИО









| гр." СТРАННИКИ" |
Электроника
...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Плагины, сниппеты и пользовательские скрипты на jquery