RSS Регистрация Главная
<-начало первой главы


продолжение главы


1 января 1937 года другой известный в стране верещагинский машинист-стахановец А.М.Седов со своей бригадой взял обязательство: делать 8-10 тысяч километров до межпромывочного ремонта (при норме 4 тысячи км), довести пробег между обточками и подъемочным ремонтом до 80 тысяч километров. Организовав затем с А.Т.Игошиным колонну паровозов имени Памяти товарища Серго, А.М.Седов водил поезда со средней технической скоростью не ниже 35 километров в час и давал 10 и более процентов экономии топлива в каждом рейсе.

В дальнейшем А.М.Седов был назначен заместителем начальника депо по эксплуатации и весь свой опыт и знания передавал другим машинистам, активно поддерживал их творческую инициативу. Благодаря его стараниям, движение тяжеловесников получило такой размах, что в 1938 году на узле уже не было машиниста, который не провел бы тяжеловесный состав. В силу этого на 200 тонн (до1600) была повышена весовая норма поезда. Число тяжеловесных составов в месяц достигло 370. Лучшими мастерами-тяжеловесниками стали машинисты Агеев и Петр Нохрин.

В апреле 1938 года в депо была создана колонна из 10 паровозов для вождения тяжеловесных составов. В нее вошли лучшие машинисты, которые уже добились высоких показателей. Продолжая трудиться в ней и взаимно передавая опыт, бригады Павла Михеева, Агеева, Синягина водили тяжеловесы на повышенных скоростях. Рекорды вождения тяжеловесных поездов в депо поставил машинист К.И.Казанцев с помощником Лункиных и кочегаром Шипицыным. Одни провели поезд весом 2110 тонн со скоростью 37,7 километров в час вместо 32 км по заданию, а затем – 2200 тонн со скоростью 38,3 км вместо заданных 34,8 км в час.

К ноябрю 1938 года в депо насчитывалось 99 машинистов-тяжеловесников. Верещагинцы успешно соревновались с коллективом паровозного депо Кунгур и не раз выходили победителями.

Больших успехов в то время добивался и коллектив Верещагинского кондукторского резерва. Бригада А.Е.Нелюбина за безупречную работу была награждена наркомоской премией. Такой же премией был отмечен труд стахановцев-кондукторов А.А.Изюмова и И.Т.Жвакина. Главный кондуктор, коммунист Г.Я.Шешуков, назначенный начальником кондукторского резерва, отлично справлялся со своими новыми обязанностями.

По-стахановски работали и коллективы цехов паровозного депо. Так, литейный цех мастера Скорынина в предоктябрьском соревновании 1938 года выполнил свое задание на 218 процентов, его формовщики Оверин и Соловьев – на 280, а Подкин и Шандаков – на 254 процента. Модельщик Маракулин дал за октябрь в среднем 360,7 процента нормы выработки. Бригада слесаря Сальникова отремонтировала паровоз за одну смену вместо 39 часов по плану.

Постепенно набрали силу и колхозы, созданные в Верещагинском районе. В июне 1937 года Совнарком СССР И ЦК ВКП(б) приняли решения об организации в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки с целью пропаганды достижений и передового опыта социалистического сельского хозяйства, а также руководства стахановским движением в деревне. Открытие ее было назначено на 1 августа 1938 года, однако в дальнейшем оно было отложено на целый год по причине «нанесения выставке ущерба гнездом вредителей». Верещагинские колхозники начал соревнование за право участия во Всесоюзной выставке, однако рубежи, которые они могли намечать, были весьма скромными. В передовых колхозах планировалось получить средний урожай ячменя – 20, ржи – 17, овса – 15, семян льна – 7 центнеров с гектара. Лучшие доярки обязались надоить 2000 литров молока от фуражной коровы в год.

Постепенно выправлялось и благосостояние колхозников. В 1937 году они получили до 16 килограммов зерна на трудодень. Государству было продано 9,5 тысяч центнеров хлеба. Богатый урожай в районе был получен и в следующем году. В порядке колхозной торговли и хлебозакупа колхозники продавали свои излишки хлеба, поэтому их спрос на промтовары рос с каждым годом. Некоторые селяне могли уже приобретать в личное пользование велосипеды, патефоны, костюмы.

Колхозы испытывали потребность в приобретении автомашин, двигателей, уборочной и другой техники. Возможность закупить технику была за счет животноводства и, в частности, за счет продажи молока. По госзакупу молоко принималось по 50 копеек за литр, а отоваривание шло руль за рубль. Поэтому в 1938 году колхозы района смогли купить лишь 10 автомашин за молоко и 1 автомашину за мясо. Среди них – Кузьминская, Енинская, Салтыковская, Красносельская и другие сельхозартели. Кузьминский колхоз за 9 месяцев получил от продажи молока и мяса 25 тысяч рублей и купил 2 автомашины. 10 центнеров мяса им было сдано авансом. В счет будущего года.

В районе тогда успешно развивалось коневодство. В каждом колхозе имелись конефермы. В 1938 году было приобретено 10 жеребцов-производителей орловской породы. Стоимость каждого из них – 8-9 тысяч рублей. Племенных производителей купили Аничатский, Тало-Нытвенский, Савинский, Волеговский, Баушовский и другие колхозы района.

В 1938 году пущено в работу 7 новых конных дворов, 15 коровников, 16 свинарников, 3 телятника и 2 крольчатника на 452 матки. Все работы по ремонту и строительству животноводческих помещений и подготовке их к зиме выполняли в колхозах свои бригады плотников, руководители которыми животноводческие секции, создаваемые при сельсоветах. Успешнее других эти работы проводились в Кукетском, Шабуровском и Зюкайско-Мельничном колхозах.

В 1938 году в районе насчитывалось 88 колхозов, которые делились на три зоны машинно-тракторных станций. Так, в зоне Верещагинской МТС было 26 колхозов: Вознесенский, Евсинский, Оськинский, Беляевский, Гудыревский, Зайцевский, Тюриковский, Баушовский, Завернихинский, Аничатский, Гаревский, Тало-Нытвенский, Савинский, Зюкайско-Мельничный, Кузьминский, Кукетский, Кунгурский, Семибратовский, Салтыковский, Большекукуйский, Кочневский, Власовский, Сарапульцевский, Кудринский и Заричевский.

К зоне Путинской МТС относилось 34 колхоза: Елоховский, Пентюрятский, Толпышевский, Денисовский, Соснятский, Петуховский, Вавилятский, Марчатский, Андроновский, Волеговский, Васильевский, Карачатский, Томашевский, Головановский, Мартеловский, Черепановский, Барановский, Лукинский, Кузнецовский, Пригодский, Заосиновский, Килинский, Овчинниковский, Боталовский, Пальминский, Шабуровский, Политовский, Мининский, Каратаевский, Чирковский.

К зоне Сепычевской МТС относилось 28 колхозов: Шатровский, Федоровский, Сепычевский, Мальковский, Мухинский, Енинский, Федосятский, Верхнеознобихинский, Спирятский, Мошевский, Левинский, Сидоровский, Андронятский, Шулаевский, Угоровский, Красносельский, Кривчановский, Нижнеознобихинский, Деминский, Нифонятский, Наумятский, Соколовский, Атошатский, Савенский, Проничевский, Заволожский, Габовский, Гришатский. Каждый из колхозов имел, кроме того, собственное наименование.

Годовой план обязательных сельхозработ в то время составляли президиум руйисполкома и райком партии, доводили его до каждого колхоза. Такой же план «спускался сверху» по сельсоветам для индивидуальных хозяйств колхозников и единоличников. В этом плане, который назывался Государственным, предусматривалось, сколько гектаров земли каждый колхоз должен засеять яровых и озимых зерновых по культурам, а также, сколько в нем должно быть гектаров картофеля, овощей, корнеплодов, луго-пастбищных трав. То же самое в обязательном порядке предписывалось колхозникам и единоличникам выполнить на их индивидуальных участках. Обязательные поставки зерна государству устанавливались со всей площади посевов, определенных этим планом.

Так, площади ярового сева на 1938 год были установлены для колхозов – 28200 га, для хозяйств индивидуального пользования – 570 га, для единоличников – 108 га. Планы озимого сева и зяблевой вспашки для колхозов составляли 12400 23500 га соответственно.

Крестьяне-единоличники платили государственный налог на своих лошадей, выполняли государственные обязательства по налогам, зернопоставкам и т.д., которые были намного выше, чем у колхозников. Они же несли всевозможные местные повинности по дорожным работам, лесовывозу, обслуживанию школ, больниц, культсбору и т.п. С 1935 по 1938 года поголовье крупного рогатого ската на колхозных фермах района увеличилось с 3369 до 4472, свиней – с 1852 до 3824 голов. Если в 1935 году в колхозах не было овцеводческих ферм, то в 1938 году такие фермы уже были, и в них насчитывалось 1080 овец. Колхозы приобретали и выращивали свиней белоанглийской породы, коров-тагилок, овец породы рамбулье, орловских рысаков.

В Сарапульцевском колхозе «Луч» Кочнеквского сельсовета кроликовод Васса Ильинична Петрова благодаря тщательному уходу, в 1938 году получила 730 голов приплода от 45 маток. К весне кроликоматки В.И.Петровой достигли веса 5 килограммов. Она обязалась довести приплод до 30 голов от одной матки. Однако плохо шла работа по постройке в колхозах свинарников и крольчатников. План по свиноводству в 1938 году был выполнен лишь на 84 процента. Не хватало и специалистов животноводства. На весь район насчитывался лишь 21 ветеринарный работник, не было ни одного ветфельдшера со средним образованием. На фермах был велик падеж скота, в 1936-37 годах он составил несколько тысяч голов.

Наряду с крепкими, зажиточными колхозами в районе было немало бедных, имевших постоянные недоимки в обязательных поставках зерна и продуктов животноводства, с долгами, переходящими на следующий год. Поэтому район зачастую не справлялся в срок с планом заготовок сельхозпродуктов и заканчивал его выполнение в январе-феврале. Низкие заготовительные цены и неправильная политика заготовок сельхозпродуктов не создавали материальной заинтересованности колхозников.
На колхозных полях в конце 30-х годов трудилось 175 тракторов и более 70 комбайнов. Три МТС района и совхоз «Уралец» были в основном обеспечены этой техникой и другими сельскохозяйственными машинами, но сроки проведения полевых работ часто затягивались. Хотя десятки трактористов перевыполняли установленный им в 450га план. Так, М.А.Старков из Верещагинской МТС вместе со своим сыном выработал 750га, тракторист Перескоков из Сепычевской МТС – свыше 560га. Ремонтные работы на технике выполняли коллективы Путинской и Зюкайской машинотракторных мастерских.
Для централизации снабжения МТС и МТМ в районе были созданы организации «Сельхозснаб» и «Автотрактородеталь», однако трудности с запчастями, инструментом, сменными узлами и т.д. были постонными.
29 ноября 1938 года на реке Лысьве в селе Вознесенском была запущена в работу большая мукомольная мельница, одна из пяти подобных, построенных в Пермской области. Она была оборудована гидросиловыми установками общей мощностью 107 лошадиных сил и могла на одну секцию размалывать 60-80 тонн зерна в сутки. При пуске 2-й секции производительность ее увеличилась до 150 тонн.
Вознесенская мельница могла одновременно выдавать три вида муки и обслуживала колхозы не только Верещагинского, но и соседних районов. По тому времени это было высокомеханизированное производство. Управляли агрегатами всего два человека.
В конце 30-х годов в районе действовали и другие перерабатывающие предприятия. Крупнейшие из них – Зюкайский маслозавод, переоборудованный в то время на новый вид сырья – хлопковое семя и Зюкайский льнозавод, на котором работали около 100 человек. Веревочное производство было налажено в селе Путино.
Заготовительные организации были в селе Бородулино – крупная межрайонная яйцебаза на несколько миллионов яиц и хлебоприемный пункт, куда к железной дороге зерно доставлялось и из соседних районов.   В Верещагино действовали: организация «Заготзерно» с прижелезнодорожными складами емкостью более 2 тысяч тонн, базы «Заготлен» и «Заготскот», «Заготкож», а также укрупненный пункт «Заготсено», куда колхозы сдавали фураж и сено для нужд Рабочее-Крестьянской Красной Армии и промышленных центров.
Лучшие лошади каждого колхоза, а также все гусеничные тракторы МТС были зачислены в резерв РККА. За ними осуществлялся особый уход. Периодически проверялось их состояние, чтобы при необходимости они в любой момент могли быть переданы в армию.
В те годы учителя и учащиеся Верещагинской железнодорожной неполной средней школы №»23 во главе с ее директором, коммунистом А.Я.Хреновым, решили заложить фруктово-ягодный школьный сад. С его помощью они хотели осуществить свою мечту: ни одной усадьбы в районе школы без фруктовых деревьев. Здесь был создан кружок садоводов-мичуринцев, которые знакомили учащихся с начальными знаниями по садоводству, а через них – и население.
Вестой 1938 года мичуринцы посеяли семена яблони. И к осени у них имелось около двух тысяч саженцев. Кроме того, школа выписывала из областного земельного управления привитые яблони разных сортов, сажала семена абрикосов, персиков и т.д. Школьники вместе с А.Я.Хреновым с готовностью оказывали помощь верещагинцам в приобретении семян и саженцев, активно проводили разъяснительную работу среди населения, используя для го наиболее людные места, включая колхозный рынок поселка.
Осенью 1938 года в западной части Верещагино было закончено строительство двухэтажного каменного здания новой школы для детей железнодорожников. Она получила наименование средней школы №14, с которой были объединены помещения прежней школы-семилетки №23 (на аллейке и около железнодорожной бани). Около нового здания зазеленел хороший школьный сад, набирая силу. Учащиеся Семибратовской начальной школы, по примеру верещагинцев, посадили у себя 150 деревьев.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 октября 1938 года Пермская область, а с ней и Верещагинский район, были выделены из состава Свердловской области.
В марте 1939 года состоялся XVIII съезд партии, рассмотревший в ряду других вопросов и  III пятилетний план развития страны на 1938-42 годы. В условиях возрастания военной опасности был принят ряд мер по укреплению обороноспособности, развитию промышленности, транспорта, связи, упрочению колхозов и трудовой дисциплины, подготовке трудовых резервов и т.д.
Необходимость усилить оборону страны потребовала перехода с 7-часового рабочего дня, существовавшего у нас с 7 ноября 1931 года, на 8-часовой и с 5-дневной рабочей недели – на 6-дневную, запрещения самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений, создания системы Государственных трудовых резервов с объявлением ежегодного призыва (мобилизации) молодежи в ремесленные училища и школы ФЗО.
В 1938 году строительство вторых путей магистрали Москва-Омск, начатое в 1931 году, разворачивается на территории Верещагинского района. Для этого здесь создается участок строительства №31(Данилов – Пермь), с его подразделениями и службами. Однако график стройки срывался, так как остро ощущалась нехватка рабочей силы.
По призыву райкома партии и комсомола трудовые коллективы оказали строителям действенную помощь. Было организовано несколько массовых воскресников населения, производственников и учащейся молодежи, в которых по ударному работали тысячи людей. Комсомольские походы на стройку помогли в короткий срок  пробить Вавилятскую выемку в районе разъезда Путино. На Верещагинском стройучастке было произведено свыше миллиона кубометров земляных работ, проложено 25 километров пути, возведено 15 зданий. Хотя большая часть этих работ выполнялась вручную, отставание от графика было преодолено.
Строительство вторых путей на Верещагинском участке было героической эпопеей, народной стройкой, в которой принимал участие весь район.
Верещагинские комсомольцы взяли шефство и над строительством новых шахт в Кизеловском угольном бассейне. Летом 1939 года туда отправилась первая группа наших добровольцев: Н.Онорин, П.Носков, А.Шестаков, П.Тунева, А. Вшивков и другие. В своем обращении к молодежи района они писали: «Мы заверяем родную партию, что по-большевистски выполним поставленную задачу». За первой группой последовали и другие.
Осенью 1939 года в нашем депо появились первые новые паровозы серии ФД. Это были мощные грузовые локомотивы (2700 лошадиных сил) с механической подачей угля в топку с помощью стокера, действующего по принципу шнек-винта. ФД имел большой запас угля и воды в своем тендере (22,5 тонны и 44 кубометра соответственно), позволял вести грузовые составы весом в 2000 тонн со скоростью 23 километра в час и более.
Верещагинские паровозники с энтузиазмом встретили новую технику, быстро освоили ее и творчески применяли на сложном профиле своего участка магистрали. Одним из первых провели ФД машинисты Я.И.Ермаков, И.Т.Шистеров, Н.П.Прозоров. Н.М.Каменских, Л.И.Падучих и другие, которые делились своим опытом с последователями. Успешное освоение этого паровоза, полное использование и развитие его технических возможностей, социалистическое соревнование локомотивных бригад позволили тогда значительно повысить грузооборот на нашем участке. Серьезная перестройка в оборудовании и работе потребовалась при этом и от коллектива ремонтных цехов депо.
Период освоения паровоза ФД и связанные с этим трудности интересно и подробно изложены в книге Н.П.Прозорова «На главном ходу». В истории нашего железнодорожного узла труженик ФД выполнил в последующем большую и добрую службу. Он заслуженно занимает сейчас место на вечной стоянке в качестве памятника трудовой славы верещагинских железнодорожников.
В ноябре 1939 года на Верещагинском железнодорожном узле было создано новое подразделение – дистанция сигнализации и связи (ШЧ), задачи которой определялись самим ее названием. Организатором и первым руководителем  этого коллектива в течении 20 лет был Семен Иосифович Бахтин.
На свеем протяжении обслуживаемого участка дороги от Яро до Перми-Сортировочной, а затем еще Оверята-Краснокамск и Чайковская-Нытва, коллектив ШЧ обеспечивал телефонную и телеграфную связь станций. Оборудование состояло из простейших индукторных телефонов, телеграфных аппаратов Морзе и селекторной связи с диспетчером, и основными специалистами были телефонисты, телеграфисты и монтеры связи. Управление движением локомотивов на магистрали еще долгое время осуществлялось по жезловой системе.
Строительство и ввод в эксплуатацию вторых путей значительно усложнили и увеличили задачи связистов. На магистрали начинает появляться радио, другие виды сигнализации и связи, которые обеспечивали безопасность возросшего движения поездов и сокращали его интервалы. В последующем коллектив этой дистанции стал олицетворением технического прогресса на нашем железнодорожном узле и вписал в его историю немало славных трудовых и боевых страниц.
Рост промышленности, строительства, транспорта, внедрение в них новой техники, а также сложность международной обстановки потребовали создания централизованной системы подготовки  высококвалифицированных рабочих. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года такая система была создана в виде государственных трудовых резервов. В нашем районе ее представляли железнодорожное училище №1, созданное на базе бывшей школы ФЗУ, и школа ФЗО, готовящая в основном рабочих гражданского и транспортного строительства. Их учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Первым руководителем ЖУ-1 был назначен опытный машинист Д.П.Политов, а школы ФЗО – коммунист с 1917 года Ф.М.Кряжевских. В ЖУ-1 из 14-летних подростков были созданы группы будущих слесарей по ремонту паровозов и вагонов, а также группы помощников машинистов.
В соответствии с Указом в районе была создана призывная комиссия, которая в течение месяца провела отбор кандидатов в поселке и деревнях. Верещагинская молодежь призывалась также в ремесленные училища областного центра.
В ноябре 1940 года занятия в системе трудовых резервов начались. Кроме подготовки по специальности, с учащимися проводилась большая политико-воспитательная работа. Им прививали трудовые традиции рабочего класса, их приучали к порядку и дисциплине. Каждому была дана возможность заниматься физкультурой, спортом, художественной самодеятельностью.
В последующем призывы подростков в трудовые резервы проводились ежегодно. Созданная в 1940 году система профтехобразования молодежи оправдала себя и выдержала серьезное испытание временем.
В конце 30-х годов партия и правительство приняли ряд постановлений по укреплению колхозного строя. Среди них – майское (1939г.) «О мерах охраны общественных земель от разбазаривания», от 8  июля 1939 года «О мерах по развитию общественного животноводства в колхозах», мартовское (1940г.) «Об изменениях в политике заготовок и закупок сельхозпродуктов».
В соответствии с ними запрещалось сдавать приусадебные участки в аренду и увеличивать их сверх размеров, установленных Утавом сельхозартели. Началась ликвидация хуторов и сселение их в центральные деревни колхозов. Устанавливался обязательный годовой минимум трудодней для каждого колхозника и колхозницы. Была отменена прежняя система исчисления мясопоставок государству по количеству скота, имеющемуся на колхозных фермах. Устанавливался размер мясопоставок в зависимости от количества земли, закрепленной за колхозом. Вскоре новый принцип расчетов колхозов с государством был распространен на все виды сельхозпоставок.
Районное совещание партийного, советского и колхозного актива, состоявшееся в Верещагино  25 июня 1940 года, приветствовало мероприятия партии и правительства. Оно отметило, что в колхозах начался рост поголовья скота на фермах не только за счет воспроизводства, но и приобретения. Было куплено 132 коровы, 57 телок, 51 свиноматка. 30 колхозов приобрели кур. Трудовая дисциплина значительно выросла, шире развернулось соцсоревнование, за счет чего 56 колхозов на 15 дней раньше, чем в 1939 году, закончили весенний сев, 50 колхозов перевыполнили план сева зерновых за счет распашки залежей, раскорчевки и разработки целинных земель. Улучшилась агротехническая обработка земли с целью повышения урожайности.
Районное совещание актива отмечало, что хуторские усадьбы, врезающиеся в колхозные массивы, тормозят рост производительности труда, приводят к прирезыванию колхозных земель, напрасным затратам времени на переходы колхозников к месту работы, удаляют их от колхозных центров культуры, затрудняют электрофикацию и радиофикацию деревень.
Стягивание хуторов к центру колхозов было рассчитано на III пятилетку и становилось в зависимость от экономических возможностей колхозов. Однако здесь вновь были допущены серьезные перегибы и извращения.  Хуторами объявлялись все деревни, насчитывающие до 10 дворов. Их переселение проводилось ускоренно, с тем, чтобы закончить его к началу уборки урожая 1940 года. В результате потребовалось в короткий срок переселить в районе 1047 крестьянских хозяйств.
Во изменение прежнего решения райисполкома от 14 июля 1939 года, бюро райкома партии и исполком райсовета 29 июня 1940 года потребовал от колхозов и сельсоветов закончить сселение хуторов до 25 июля, то есть в течение месяца. Был утвержден план сселения по всем 26 сельсоветам, которым предписывалось составить графики его выполнения по колхозам с установлением конкретного срока по каждому крестьянскому двору. Все подлежащие сселению граждане обязаны были сделать это в указанные сроки и за свой счет. В противном случае им грозило привлечение к судебной ответственности.
План сселения хуторов по сельсоветам выглядел так:

№№    Сельсоветы    Количество дворов
1    Аникинский    19
2    Андронятский    47
3    Большечирковский    29
4    Бородулинский     27
5    Вознесенский    29
6    Волеговский    58
7    Денисовский     51
8    Запольский     60
9    Зайцевский     33
10    Зюкайско-Мельничный    14
11    Комаровский    25
12    Коротаевский     33
13    Кочневский     59
14    Кривчановский     21
15    Купцовский     66
16    Кукетский     10
17    Нифонятский     50
18    Прохорятский    35
19    Путинский     84
20    Савинский    23
21    Семибратовский     17
22    Сепычевский     70
23    Серегеевский     83
24    Соколовский    17
25    Томашевский    45
26    Чащинский    30
итого    по району:    1047

Этот документ подписан секретарем райкома ВКП(б) Фроловским и председателем райисполкома Туровым.
Правда, этим же постановлением председателям колхозов предлагалось организовать специальные строительные бригады «для недопущения разрыва между разборкой, перевозкой и возведением построек» на новом месте, а для сселяющихся колхозников и единоличников предлагалась долгосрочная ссуда в отделении Сельсхозбанка. Однако мероприятия, проводившееся в принудительном порядке, обернулось немалой бедой для большой массы крестьян, вынужденных сниматься с веками обжитых и удобных мест. Мало утешала и ссуда, которую предстояло возвращать с процентами. Кроме того, малоимущие колхозы района при их бедности в транспорте и рабочей силе, проводя одновременно сенокос, уход за посевами, животными и т.д., не могли выполнить все эти немалые работы полностью, в короткий срок и с хорошим качеством. Большинство хозяйственных построек сселявшихся «хуторян» разрушаясь или будучи разобранными, оставались на прежнем месте, то есть брошенные деревни продолжали занимать колхозные земли.
Под ликвидацией попали и малые деревни, примыкающие к самому районному центру. Так исчезли, например, укромная деревня Поносовка с ее прудом и вековыми липами, хотя от юго-западной окраины Верещагино ее отделял только лог, через который хозяевам пришлось перенести свои избы. Вскоре это место было поглощено новыми верещагискими постройками и вошло в черту поселка.
Массовая ликвидации хуторов и малых деревень в 1940 году была таким же непродуманным мероприятием по «раскрестьяниванию», как и объявление «неперспективными» большого числа сельских населенных пунктов в 60-х годах.
В наши дни даже страшно читать сохранившиеся в архиве предписания о снесении хуторов. Такова, например, выписка из протокола № 40 заседания Верещагинского райисполкома от 25 июля 1940 года, направленная в адрес Чащинского сельсовета. В категорической форме здесь требовалось по колхозу «Заря» дополнительно сселить хутор Шутики из 10 дворов в деревню Тюрики. Председателю сельсовета вменялось в обязанность объявить об этом под расписку всем гражданам, проживающим здесь, и обеспечить их полное сселение в срок до 1 августа 1940 года. К лицам, уклоняющимся от сселения, предлагалось применять меры принудительно передавать районному прокурору. Этот документ, предписывающий в течение 5 дней снести деревню Шутики только за то, что в ней 10 дворов, а не более, подписали председатель и секретарь райисполкома Туров и Деменев, скрепив его печатью.
Несмотря на некоторое улучшение дел в колхозах к началу 40-х годов, многие из них оставались бедными, а уровень жизни сельского населения – низким. Уборка и обмолот зерновых в большинстве колхозов завершались поздней осенью. Район систематически не справлялся с планами заготовок кормов, вспашки паров, выращивания картофеля и овощей, подъема зяби, а колхозы имели долги перед государством. Полностью отсутствовала материальная заинтересованность людей в результатах своего труда на полях и фермах.
Для большинства колхозов была характерна частая сменяемость их председателей, непродуманное назначение «сверху» неподготовленных к руководству и безответственных людей. В методах руководства районных руководителей по-прежнему преобладали окрик, взыскания, угрозы и карательные меры. Об этом говорит, например, постановление совместного заседания бюро райкома ВКП(б) и райисполкома от 9 сентября 1940 года. За невыполнение сроков уборки и планов сдачи хлеба государству многие председатели и коллективы колхозов были на нем обвинены в явном саботаже, вредительстве и т.д. По результатам этого заседания 6 председателей колхозов были отданы под суд. 8 председателей сельсоветов и 1 секретарь сельской парторганизации предупреждены о снятии с работы и уголовной ответственности в ближайшее время. Районному прокурору и начальнику милиции было вменено в обязанность принять решительные меры по привлечению к уголовной ответственности всех тунеядцев, лодырей, прогульщиков и враждебных элементов в колхозах.
 Документы, публикации и воспоминания очевидцев свидетельствуют о том, что все прошедшие с начала коллективизации в районе 12 лет, были трудными и напряженными. Они изобиловали ошибками, перегибами, трагедиями для многих крестьян. Однако впереди село ждали еще более страшные испытания войной. Коллективизация сельского хозяйства, при всех недостатках и просчетах, позволила нашему народу выстоять и победить в войне.
В апреле 1940 года город Пермь был переименован в города Молотов. Было изменено и название нашей области, которая оставалась Молотовской до 1957 года.
В конце 30-х годов развивалась местная промышленность нашего района. В 1940 году ее представляли расположенные в поселке промкомбинат, артели-имени Маяковского и «Металлист», занимавшиеся бытовым обслуживанием населения, а также пищекомбинат и две хлебопекарни.
Годовой выпуск продукции промкомбината составляла 191 тысячу рублей. В состав этого предприятия входили мебельный цех, где работали 6 человек, производство спичек – 10 человек, кожевенное производство – 6 человек и кирпичный завод, выпускавший в год 120 тысяч штук красного кирпича. Все работы на промкомбинате выполнялись в ручную и на местном сырье. Выпуском кирпича для местных нужд был занят и коллектив Зюкайского кирпичного завода.
Кстати сказать. В 1929 году в Верещагино на средства, собранные населением, был выстроен двухэтажный Дом обороны, в котором впоследствии размещался райисполком и горисполком. Здание это сложено из красного кирпича, изготовленного на местном кирпичном заводе.
Зюкайский госмаслозавод, который в начале 30-х годов выл крупнейшим на Урале предприятием такого типа, а также Зюкайский льнозавод в состав местной промышленности не входили.
В Верещагино было расположено управление межраймелькомбината, объединяющего мельничное хозяйство четырех соседних районов – Верещагинского, Очерского, Сивинского и Карагайского. Основными мельницами нашего района были Вознесенская, Путинская, Зюкайская, Усть-Сепычевская и Шабуровская, которая часто пребывала в законсервированном состоянии. Все они были построены на прудах. В Верещагино в начале 40-х годов была запущена в работу мельница с электрическим приводом, расположенная рядом со зданием железнодорожной электростанции.
Торговая сеть поселка и района уже тогда была подчинена ведомствам. В Верещагино были магазины и рабочие столовые железнодорожного треста «Транспортпит». Другие станции и разъезды участка магистрали обслуживали разъездные вагон-лавки. В поселке имелись также магазины «Межрайторга» и «Райпотребсоюза».
«Райпотребсоюз», как объединение потребительской кооперации, обеспечивал торговлю на селе. В его состав входили сельские потребительские общества (сельпо): Вознесенское. Верещагинское, Кукетское, Путинское, Денисовское, Сепычевское, Усть-Сепычевское и Зюкайский рабкооп. Это были весьма авторитетные органы кооперативной торговли в деревне, где пайщик мог приобрести все необходимое ему в хозяйстве или получить на сданную им сельхозпродукцию. Сельпо занимались также закупом хлеба, молока, мяса, яиц и других сельхозпродуктов в колхозах и личных хозяйствах колхозников и крестьян-единоличников. Размеры такого закупа были большими. На 1940-й год, например, нашим сельпо было запланировано закупить в деревнях 4000 центнеров зерна.
Капитальное строительство района в те годы было представлено только железнодорожным прорабским строительным участком, которым длительное время руководил З.М.Тиунов. построенные этим коллективом в западной части поселка двухэтажные и одноэтажные дом стоят до сего дня.
Других специализированных строительных и ремонтных организаций в районе не было. В случае необходимости в поселке или деревнях создавались временные бригады строителей, которые строили или ремонтировали объекты. Несмотря на слабость строительной базы, поселок быстро рос за счет индивидуального жилищного строительства. Многие обладали тогда основными навыками плотника, столяра, печника, стекольщика.
Конец 30-х годов был характерен для нашего края оживлением культурной работы в поселке и деревнях района. В феврале 1937 года повсеместно отмечено 100-летие со дня смерти А.С.Пушкина. особенно содержательно прошел юбилей великого национального поэта в железнодорожном клубе имени Октябрьской революции. Это большое театрализованное представление по мотивам произведений Александра Сергеевича было подготовлено учащимися и учителями школы №23. не менее интересно отметила верещагинская молодежь и юбилей Н.А.Некрасова.
Несмотря на то, что в 1937 году в Верещагино появился кинотеатр «Заря», клуб железнодорожников по-прежнему оставался центром культурной жизни поселка. Он привлекал людей своим увлеченно и продуктивно работающим драматическим коллективом, прекрасной библиотекой с читальным залом, кружками художественной самодеятельности, кройки и шитья, вышивки и вязания и т.д. огромной популярностью у населения пользовался духовой оркестр под управлением В.З.Костылева. Длительное время коллективом клуба руководил талантливый человек и организатор, бывший рабочий депо, Эдуард Янович Устало. На сцене клуба с успехом проходили в 1937-39 годах гастроли Свердловского и Пермского драматических театров.
К 20-летию революции районная газета «Ленинский ударник» писала: «Растут благосостояние трудящихся и их культурный уровень. Повышается грамотность населения. За годы Советской власти в районе построена 21 новая школа (из них 6 средних и неполносредних) и техникум механизации сельского хозяйства. Открыто 3 колхозных Дома культуры, 26 изб-читален и 7 библиотек. Более 750 квартир и домов рабочих, служащих и колхозников радиофицированы. Открыт  звуковой кинотеатр, работает радиоузел, 4 киноустановки и 3 кинопередвижки. Проложено 372 километра общей телефонной сети».
В 1938 году в районе с успехом прошли первые фестивали советских кинофильмов в населенных пунктах, имеющих свои киноустановки.
К этому времени район имел 3 сельские библиотеки: Путинскую. Вознесенскую и Сепычевскую, а в самом поселке были районная библиотека, профсоюзная библиотека железнодорожников, и в школе мастеров библиотека технической литературы. Районная библиотека осуществляла методическую помощь и руководила 27 библиотеками-передвижками, которые обслуживали колхозы. Кроме того, каждая школа имела свою небольшую библиотеку. Если в 1928 году книжный фонд всех библиотек района составлял 3600 книг, то в 1937 году только в общих библиотеках он возрос до 68063 томов, то есть почти в 19 раз.
1 сентября 1935 года торжественно открыла свои двери первая в нашем районе школа-десятилетка. Для нее было построено деревянное двухэтажное здание на площади поселка, недалеко от больничного городка. Она стала именоваться  - средняя школа №1. C осени 1938 года началась биография и второй средней школы – железнодорожной, №4.

->продолжение главы

Мои сайты
Вход
АУДИО









| гр." СТРАННИКИ" |
Электроника
...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Плагины, сниппеты и пользовательские скрипты на jquery