RSS Регистрация Главная
<-на оглавление



Верещагино: в труде и в бою


Историко-краеведческий очерк.
Часть 2





Светлой памяти моих земляков,
павших в боях за Родину.



Переход нашего края к мирному строительству, восстановлению и развитию экономики после гражданской войны проходил в условиях борьбы с огромными трудностями. Это была настоящая схватка с разрухой и голодом, отсталостью и болезнями.

В особо тяжелом положении находился железнодорожный транспорт. Значительная часть его подвижного состава и специалистов была угнана колчаковцами в Сибирь и на Дальний Восток. Путевое хозяйство станции и ремонтное оборудование депо были разрушены. В этих условиях партийная организация узла и местная Советская власть делали все необходимое для мобилизации имеющихся средств на восстановление работы транспорта.

Тяжелое положение с топливом на станции сказалось уже летом 1919 года. Бывали дни, когда жизнь на путях просто замирала. Тогда по деповскому гудку вместе с мужчинами сюда спешили женщины. Старики и дети, чтобы помочь обездвиженным паровозам.

Старший инженер локомотивного отдела Пермского отделения дороги А. Кропотин впоследствии вспоминал: « В калошах на босу ногу, полураздетые люди шли на разъезд №29, куда к тому времени из лесу вывозили дрова. Верещагинцы грузили их в вагоны. Восстанавливали и укрепляли пути и стрелочные переводы». Люди делали все это сознательно, не требуя никакой оплаты. Есть предположение, что верещагинские субботники лета 1919 года были на Западном Урале первыми.

14 июля 1919 года был освобожден от колчаковцев Екатеринбург. Почти сразу же после этого постановлением правительства было выделено из Пермской губернии 6 уездов во вновь организованную Екатеринбургскую губернию. 23 июля там были созданы временные партийные и советские руководящие органы. Управление Пермской железной дороги в этот же период было переведено в Екатеринбург.

Первое время после освобождения Прикамья вся полнота власти на местах была сосредоточена в руках военно-революционных комитетов (ВРК) – чрезвычайных органов Советской власти, в состав которых входили наиболее авторитетные представители партийных. Советских, военных организаций. 7 июля 1919 года на заседании губревкома были созданы и утверждены все городские и уездные ревкомы, уездные ЧК (чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией), а также военный трибунал. Под руководством парторганизаций ревкомы на местах до осени 1919 года выполняли все функции Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов по организации производства, мобилизации ресурсов, снабжению населения и армии, борьбе с контрреволюцией и т.д. в сентябре 1919 года были проведены уездные съезды Советов, избравшие волостные и уездные исполкомы. Ревкомы (РВК) передали им свои полномочия.

С августа 1919 года на Пермской железной дороге был создан политотдел. Под его руководством на станции Верещагино работал районный (железнодорожный) политотдел. В 1921 году комиссия Наркомата путей сообщения по реэвакуации рабочих, служащих и членов их семей, угнанных колчаковцами в восточные районы республики. Активная и кропотливая работа уполномоченного этой комиссии Ф.М.Кряжевских в то трудное время помогли многим верещагинцам вернуться домой. Гражданская война тяжело отразилась и на сельском хозяйстве нашего края. Она резко сократила количество лошадей в деревнях. Конское поголовье едва достигало одной трети довоенного уровня. В результате площадь незапаханных полей в весну 1919 года была огромной (газета «Красный Урал», 26 июля 1919г). В комплексе проблемы того времени борьба за хлеб была не только экономической – снабжение города и армии, но и политической проблемой, так как она решала задачу привлечения многочисленного отряда крестьян-середняков на сторону Советской власти. Одним из элементов политики военного коммунизма того периода была установка партии и правительства на государственную монополию хлебной торговли.

В Пермской губернии была проведена разверстка на основные сельскохозяйственные продукты, по которой крестьяне обязаны были сдавать государству все излишки хлеба, мяса и других продуктов. В губернию в 1919 году входили 6 уездов: Осинский, Оханский, Кунгурский (как сельскохозяйственные), а также Усольский, чердынский и Пермский (как не производящие хлеб). Исходя из особой тяжести обстановки в стране, Наркомпрод дал на нашу губернию наряд – собрать 5 млн. 400 тыс. пудов хлеба и фуража из урожая 1919 года. Главную долю этой продразверстки выполняли наши сельскохозяйственные уезды, остальные - 1 млн. пудов. Однако, несмотря на большие усилия, задание было выполнено лишь на 43 процента.

Советская власть проводила непримиримую борьбу с мешочниками, доставлявшими хлеб в города по ценам 10-20 раз выше, чем при сдаче государству. На границах губернии и железнодорожных станциях были установлены специальные заградительные отряды. Такой заградительный отряд, беспощадно изымавший хлеб у мешочников, действовал и на станции Верещагино.

Одновременно шла борьба с нарушениями политики продразверстки, то есть, уравниловкой, допускаемой волостными исполкомами. Некоторые из них проводили раскладку продразверстки в деревнях подворно или подушно. Это принуждало бедного и среднего крестьянина отдавать хлеба столько же, сколько отдавал богатый, у которого после такой продразверстки многое все же оставалось.

Для сельского населения были установлены нормы зерна, не подлежащего изъятию, для осеменения, фуража на прокорм скота сельхозпродуктов на едоков. Эти нормы составляли по 12 пудов зерна и 1 пуду крупы на душу населения в год. Для городского и фабрично-заводского населения были установлены нормы выдачи от 15 до 30 фунтов (от 6 до 12 кг) хлеба в месяц, в зависимости от категории работы человека. Был установлен строжайший контроль за хранением продуктов питания на складах и базах, а главное – за их распределением. Эту задачу выполняли органы РКИ (рабоче-крестьянские инспекции) на местах.

К заготовке хлеба привлекались продовольственные отряды, которые формировались из рабочих коллективов. Продотряды не только изымали излишки хлеба, но практически помогали крестьянам в проведении сева, уборке урожая, ремонте инвентаря. Для этого были организованы специальные уборочные, обмолоточные, ремонтные бригады, которыми руководили большевики, посланные партией на продовольственную работу.

Продразверстка выполнила свое историческое задание спасла пролетарскую диктатуру в разрозненной и отсталой стране, говорил В.И.Ленин. За 3 месяца заготовок 1920 – 1921 годов в Пермской губернии было собрано хлеба в 2,5 раза больше, чем в 1919 – 1920 годах, хотя урожай 1920 года был ниже среднего. Крестьяне деревень Оханского уезда спасли от голодной смерти десяки тысяч рабочих Пермской губернии и голодающих районов страны. Уже в 1920 году в Оханском уезде, как и по всей губернии, начали создаваться коллективные объединения крестьян-бедняков и середняков в виде артелей, коммун и товариществ по совместной обработке земли (ТОЗ).

1920 год знаменателен массовыми субботниками на транспорте. Об этом газета «Красный Урал» писала уже 16 января: «На станции Верещагино, на участке от 31-го разъезда до Балезино проводились общие субботники. В них участвуют до 1500 человек. Продуктивность против обычной работы выше 150 процентов. Рабочие не получают нормального пайка, но не считаются с этим и сознают важность проделанной работы».

7 марта 1920 года был проведен Всеуральский субботник. Днем Всероссийского субботника по призыву IX съезда РКП (б) в этот года стал праздник трудящихся 1 Мая. Вот сообщение газеты «Звезда» летом 1920 года:
«В этом районе (Верещагинском – Прим. Редактора) проведена Неделя помощи Западному фронту. За время ее собрано пожертвований: 117 аршин холста, 3650 яиц, 5 пудов шерсти, 13 пудов ржи и много других вещей и продуктов. 11 июля рабочие Красно-Верещагинского паровозного депо и станции начали работы в помощь Западному фронту. Записались многие: кто подписал 100 часов сверхурочной работы в месяц, кто взялся переменить 100 шпал, кто – бессменно ездить на паровозе». «16 августа верещагинские железнодорожники в подарок Западному фронту бесплатно в сверхурочное время отремонтировали паровоз № 91 и 19 вагонов. Все участники ремонта записаны на Красную доску».

Газета «Правда 9 сентября 1920 года писала: «Рабоче-крестьянская Россия не сомневается в том, что все железнодорожники подхватят инициативу красно-верещагинских товарищей. Только тогда окончательно будет нанесен смертельный удар транспортной разрухе, и наша доблестна Красная Армия, услышав звуки победы на трудовом фронте, окончательно сокрушит заклятых врагов трудящихся». (С лета 1920 года наша станция по местной инициативе непродолжительное время называлась Красное Верещагино).

Интересны и другие сообщения пермской газеты «Звезда» летом 1920 года:
«На станции Верещагино с 1 мая по 1 июня проведено 12 субботников с общим числом участников 1190 человек. Уложено в штабеля 26 куб. саженей дров, 8800 досок, выгружено 13 вагонов пшеницы, сложено в штабеля 150 телеграфных столбов, выгружено с платформ 300 пудов железа».

«Рабочие и красноармейцы станции Бородулино собрали в течение 7 часов 12 разбитых и оставленных колчаковцами у полотна железнодорожных вагонов, которые пойдут для дальнейшего ремонта в ближайшую мастерскую».

«Ячейка коммунистов станции Бородулино в помощь бойцам Западного фронта собрала 10017 рублей. Кроме того, 15 человек из партячейки решили принять участие в ремонте разбитых вагонов. За 4 дня субботников было исправлено 4 вагона. На их дверях были написаны политические лозунги на темы дня. Эти вагоны отправлены в Екатеринбург, где их нагрузили хлебом и отправили на фронт». Летом 1920 года субботники стали проводиться и в деревнях. Только в июле в Вознесенской. Путинской, Сепычевской, Старо-Путинской (Денисовской) и других волостях было проведено 137 комсомольских субботников.

В память о массовых безвозмездных субботниках 20-х годов железнодорожный разъезд №29, который по имени ближней к нему деревни ранее назывался Логиново, получил наименование Субботники. Так называются сейчас выросшая здесь станция и сельский поселок, который стал центром одноименного сельсовета.

Следует сказать, что первые послевоенные годы выявили серьезные экономические и социальные трудности. Так, если восстановление транспорта шло хорошими темпами, то для дальнейшего его развития возможностей не было. После окончания гражданской войны и демобилизации из армии – в районе, как повсюду, появились безработные. Эта проблема особо затрагивала молодежь. Искажения, допущенные при переходе предприятий промышленности на хозрасчет, породили «ножницы цен». То есть большая стоимость промышленных товаров и низкие цены на сельхозпродукты подрывали экономическую базу деревни.

Летом 1921 года, огромные трудности в Прикамье породили засуха и страшный голод в Поволжье. Росли смертельность и болезни. Известный в районе краевед Е.М.Чазов впоследствии вспоминал:

«Верещагинские железнодорожники получили по карточкам 8 фунтов (3200 граммов) муки в месяц. Люди вынуждены были добавлять в нее куклину (головки от льняных семян после их обмолота), а также лебеду и лопухи, чтобы из этого суррогата испечь лепешки.

Управление дороги делало все, чтобы облегчить страдания своих рабочих. Железнодорожники получали также в месяц по 200 граммов сахару и немного кофе. Было принято решение увеличить зону проезда по «провизионке» (бесплатный годовой билет, выдаваемый транспортникам) до пределов Яр-Усольская-Билимбай вместо прежней – Кез-Чусовская. Люди ездили на станцию Усольская (Соликамк), чтобы купить там соль-каменку, которую дома толкли и затем обменивали в деревнях на хлеб. На крупных станциях, в том числе и в Верещагино, для проезжающих были организованы бесплатные пункты питания, где по предъявлению командировочного удостоверения в буфете вокзала можно было получить суп и кашу».

В 1921 году, который народ прозвал «голодным годом», немало верещагинцев, спасаясь от смерти, в поисках хлеба выезжало в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Многие из них не смогли возвратиться домой.

Одновременно с голодом страну потрясла новая волна страшной эпидемии сыпного тифа. Умерших десятками снимали в Верещагино с поездов. Тиф свирепствовал почти во всех семьях нашего края, в поселке и в деревнях. В Верещагино все подходящие служебные помещения были освобождены под изоляторы, но их не хватало. Больных отправляли в другие пункты. Десятки людей умирали ежедневно.

Плохо было также с одеждой и обувью. В 1921 году газета «Звезда» сообщала:
«Верещагинский железнодорожный кооператив трубит во все концы: каким путем и где бы разрешили получить лыко для лапотной мастерской… Лапотная мастерская встала, рабочие остаются босы, начинаются невыходы на работу. Страдают транспорт, болеет нерв страны…»

В этой критической для нее условиях партия большевиков делает все, чтобы закрепить завоевание революции. «Во что бы то ни стало, как бы тяжелы не были муки переходного периода, бедствия, голод, разруха, мы духом не упадем и свое дело доведем до конца», - призывал В.И.Ленин. Партией была принята новая экономическая политика, означающая отмену принудительной продразверстки, переход к твердому продовольственному налогу, разрешение крестьянству свободной продажи на рынке излишков хлеба

Основное внимание уделялось работе в деревне. Курсанты верещагинской автошколы трудились на полях в бывшем имении помещицы Сатиной (ныне деревня Ленино). Были проведены работы по благоустройству улиц и электроосвещению жилых домов некоторых деревень. Чуть ли не в каждом селе возникли коммуны и товарищества по обработке земли (ГОЗы). Одна из первых коммун была создана в Верхнем Губанове. Именно туда в 1923 году пришел первый в районе трактор. На него смотрели, как на чудо, за ним шла огромная толпа людей.

Вести эту машину было доверено Степану Широглазову. Коммунары жили дружно, работали весело… 25 марта 1921 года верещагинский райком РКСМ, которым на общественных началах руководил Челпанов, принял решение о проведении недели «горбушки хлеба». Хлеб, собранный комсомольцами, отправлялся голодающим рабочим Перми. Хлеб в этих трудных условиях решал все.

Газета «Красный Урал» сообщала в те дни: «На станции Верещагино началось вступление граждан в трудовую земледельческую коммуну. Для этой цели агрономический отдел железной дороги получил 80 десятин земли. Коммунарам обещана неограниченная поддержка Учпродотдела. Уже приобретено 6 лошадей, зерносушилка и прочее оборудование. Организуются столярные и кузнечные работы».

Подлинное мужество проявили верещагинцы и в борьбе с лесными пожарами, которые полыхали летом 1921 года. Леса горели тогда во всех волостях и уездах Пермской губернии. Огнем было уничтожено 55363 куб. сажени заготовленных дров, 1552 десятины хлебов. 58 селений и 1513 домов. Верещагино также было окружено очагами лесных пожаров. Сотни домохозяек и рабочих отправлялись на борьбу с огнем, который подступал непосредственно к поселку. Стихия огня была побеждена. 1922 год был урожайным, и деревня понемногу начала становится на ноги.

Главным инструментом восстановления экономики партия считала железнодорожный транспорт. В.И.Ленин писал тогда его работникам: «Вы знаете, что железнодорожная разруха делает невозможным правильный обмен между городом и деревней, который так необходим для урегулирования продовольственного дела. И чтобы урегулировать железнодорожное сообщение, нам необходима ваша помощь, товарищи!»

Испытывая голод, верещагинские машинисты братья Бородкины, Иванов, Миронов, Балуев, Ежов обеспечивали регулярное движение поездов. За год по нашему участку было перевезено 47 тысяч тонн грузов. Среднесуточный пробег паровозов составил 75 километров. Это уже было близко к дореволюционным показателям.

Газета «Звезда» в 1922 году сообщала:
«Верещагинские деповцы ко дню 5-й годовщины Октября дружно принимаются за работу по исправлению паровоза, который сверх плана будет выпущен ими. Этим рабочие, как никто больше, дают стране почувствовать. Что в рабочей среде есть тесная спайка, и еще раз доказывают, что рабочие депо идут в ногу со всем пролетариатом». В другой информации газета писала: «Рабочие депо Верещагино выставлены на Красную доску. Управлением дороги был брошен клич: «Равняйтесь по верещагинцам!» Верещагинские рабочие первыми на дороге идут по выполнению программы согласно приказа №1042. (Это приказ о восстановлении паровозов, разрушенных во время войны). Работа кипит. Сверх повседневного труда верещагинцы работают по 4 – 5 часов».

В результате напряженного труда всех служб железнодорожного узла к 1923 году средняя полезная нагрузка поезда достигли 13800 пудов (около 225 тонн), среднесуточный пробег паровоза превысил 90 верст, а средняя коммерческая скорость подошла к 11 верстам в час. Транспорт на нашем участке дороги ожил. В то время были построены первые дома железнодорожников и пожарный сарай со смотровой вышкой.

1 июля 1922 года на станцию Верещагино прибыл американский тракторный отряд, созданный и посланный из США Обществом друзей Советской России. В нем был 21 трактор, плуги и другие прицепные машины. В состав отряда входили 11 американских рабочих, 4 итальянца и 16 русских. Он направился в село Тойкино Оханского уезда (ныне – Большесосновский район), где после гражданской войны был создан один из первых на Урале совхозов.

8 июля по поводу прибытия американского тракторного отряда на привокзальной площади станции Верещагино состоялся большой митинг трудящихся. Газета «Звезда» 21 июля опубликовала принятую здесь резолюцию, в которой говорилось: «Мы. Рабочие и крестьяне станции Верещагино Оханского уезда,… собравшись на митинг в числе 2000 человек, заслушав ряд местных ораторов и прибывший Международный рабочий комитет помощи России при Коминтерне в лице представителей американских и итальянских рабочих и уполномоченного Уралбюро, … высланных для Советской России, - рабочим и крестьянам Америки, пролетариату всех стран и Международному рабочему комитету помощи шлём товарищеское спасибо и надеемся при международной солидарности и помощи восстановить сельское хозяйство в свободной Советской России…» 10 июля тракторы были выгружены на нашей станции. Из Верещагино отряд выехал после доставки горючего, 15 июля, однако, по пути следования в Тойкино по Очерскому тракту мосты через овраги и речки оказались непригодны для прохода тяжелых тракторов. На ремонте и укреплении мостов и дороги работали крестьяне окрестных деревень, а также много добровольцев из коммунистов и комсомольцев уезда.

В Тойкино отряд американских друзей прибыл 19 июля и работал там высокопроизводительно. Местные крестьяне впервые увидели здесь преимущества машинной обработки земли. Руководитель отряда Гарольд Вэр 15 октября 1922 года рассказал в «Правде» о первых успехах коллектива механизаторов.

С октября 1922 года верещагинская комсомолия участвует в оборонно-массовой работе. Принятие РКСМ шефства над Военно-Морским Флотом страны нашло у нашей молодежи поддержку. Призывники-верещагинцы с готовностью шли служить на военные корабли. Комсомол района поддержал шефские связи с командой эсминца «Ленин», обменивался с ней письмами, подарками, делегациями. Молодежь увлеченно готовилась к защите Родины.

23 марта 1923 года – день создания в районе детской пионерской организации. По инициативе одной из школ поселка в ней была сформирована «владимирская рота», названная так в честь В.И.Ленина. Руководил ею Николай Вотинов. К концу 1923 года число юных ленинцев увеличилось до 150 человек, их организации начали создаваться во всех школах первой ступени, в том числе и на селе. Молодежная газета «На смену» 3 февраля 1925 года высоко оценила работу наших комсомольцев среди пионеров. «Драчевка» - орган партийной и профсоюзной организаций, а также рабочего клуба местного железнодорожного узла. Она хлестко бичевала лодырей, спекулянтов, болтунов. Рядом с названием газеты, у слесарных тисков был изображен рабочий с засученными рукавами. Он драчевой (с крупной насечкой) пилой «стачивал» бесхозяйственность, невежество и разруху в виде летящих на землю искр.

Членам коллегии были слесари братья Алексей и Павел Вагины, заведующий рабочим клубом Борис Чернышев, телеграфисты Иван Чистов и Игнатий Широглазов, учитель рисования Лалетин и комиссар районного отдела политотдела Николай Бородкин. И.А.Широглазов вспоминал: «Первым редактором «Драчевки» был избран коммунист с 1919 Алексей Вагин. Тираж газеты в количестве 100 экземпляров размножался на гектографе. Рассылали мы ее в путейские казармы, на разъезды, посты, ближайшие станции и депо.

«Драчевку» читали все. Да и трудно было пройти мимо ее хорошо оформленного злободневного листа с меткими карикатурами, «раешками» (народными стихами) и куплетами. Подвергнув критике того или иного нерадивого работника, редколлегия добивалась немедленного принятия мер. На материалы «Драчевки» реагировали все, от начальника станции до начальника железной дороги.

Особенно интересовался газетой наш земляк Ю.В.Рудный, который был тогда членом Коллегии Наркомата путей сообщения и начальником Центрального управления железнодорожного транспорта. Ему мы посылали каждый номер.

В 1924 году на Всесоюзном смотре многотиражных газет наша «Драчевка» заняла второе место. В это время у нее было более 70 рабкоров, каждый из которых имел специальное удостоверение с памяткой, о чем надо писать. Впоследствии все они стали активными авторами созданной в Верещагино районной газеты». В 1914 году умер Владимир Ильич Ленин. В нашем районе, как и повсюду, прошли «Неделя Ленина» и ленинский призыв в партию и комсомол. «Мы продолжим твое дело, Ильич!» – давали клятву рабочие и крестьяне, юноши и девушики.

Областная газета «На смену» 18 мая 1924 года писала: «В Верещагинском районе за время «Недели Ленина» передано в партию 22 комсомольца с производства и 12 человек крестьянской молодежи. В ряды РКСМ влилось 6 человек от станка и 24 человека от сохи. В районе возникли 2 новые деревенские комсомольские ячейки – в Усть-Сепыче и Семибратове. В первую вступило 6 человек, во вторую – 10». В конце 1923 года была организована Уральская область с делением ее на округа и районы. В Пермском округе этой области создается Верещагинский район. В 1926 году закончился восстановительный период. В декабре 1925 года, подведя итоги экономического развития страны, XIV съезде ВКП (б) провозгласил курс на индустриализацию народного хозяйства. В апреле 1926 года и в нашем районе состоялось партийно-производственное совещание, которое одобрило курс на индустриализацию страны, рекомендовало ударным трудом содействовать ее проведению.

В коллективах железнодорожного транспорта, местной промышленности и маслозаводов района начались проведение смотров состояния цехов и паспортизации имеющегося оборудования. Устанавливалось шефство рабочих над станками и машинами. Развернулось соревнование за образцовое содержание техники. Повсюду создавались кружки рационализаторов и посты комсомольского контроля производства, экономического расходования средств и состояния трудовой дисциплины.

Особое внимание на нашем участке магистрали уделялось своевременному продвижению грузов Урало-Кузнецкому комбинату. Принципиальность комсомольских контролеров привела, например, к отстранению от работы диспетчера задержались поезда с оборудованием и порожняком.

В 1925 году на путях станции Верещагино появились новые изящные локомотивы серии «Э». дореволюционные паровозы серии «О» при сложном местном профиле дороги могли вести здесь поезда грузоподъемностью не более 500 тонн со средней скоростью 10 километров в час. Новые же локомотивы были способны брать вес в 2,5 раза больше и вести его со скоростью 15 километров в час.

Широкое распространение получили ударные смены на транспорте. Они улучшили качество ремонта паровозов и вагонов, повышали производительность труда, исключали случаи брака и прогулов.

В эти годы в районе широко развернулись новое строительство и реконструкция производства. Так, с целью улучшения транспортных связей крупнейшего на Урале Зюкайского маслозавода началась прокладка узкоколейной железной дороги к нему от разъезда №30 (Зюкай) магистральной линии. Протяженность ее составила около 12 километров. Узкоколейка проходила рядом с рекой по удобной низине между деревьями Горынцы и Гаревка, огибала участки леса, выходила к деревне Забор и заканчивалась на территории маслозавода. На разъезде №30, где проводилась перегрузка с широкой колеи на узкую и обратно, для хранения сырья и продукции предприятия был построены вместительные прирельсовые склады. Ввод дороги в эксплуатацию состоялся в 1926 году в период общей реконструкции завода. Первоначально ее вагонетки перемещались лошадьми по деревянным брусьям, укрепленным широким уголковым железом, поэтому Зюкайскую узкоколейку называли тогда конкой. Впоследствии на шпалы были уложены стальные рельсы, а тяга стала осуществляться специальными паровозами, для которых около самого завода построено депо.

Прямой выход Зюкайского маслозавода на железнодорожную магистраль был для него очень удобен и экономически выгоден все годы существования этого предприятия. Узкоколейка широко использовалась зюкайцами и для пассажирских перевозок.

В 1929 году началось строительство второй (Новой) водокачки около деревни Мосино и железнодорожного клуба имени Октябрьской революции (КОР) в западной части Верещагино. В 1930 году строился элеватор на станции Бородулино. В 1931 году началось строительство вторых путей железнодорожной магистрали. В мае этого же года успешно прошла мобилизация верещагинских комсомольцев на работу в угольной промышленности Кузбасса и Урала. Конец 20-х годов в нашем поселке был характерен и ростом жилищного строительства. Так, например, ещё в 1925 году по инициативе группы машинистов паровозного депо в Верещагино было создано первое жилищно-строительное кооперативное товарищество. В него записалось около 20 человек. На организационном собрании было избрано правление во главе с машинистом А.И.Трошевым.

Служба пути управления дороги предоставила кооператорам проект 2-квартирного жилого дома в двух вариантах. В дальнейшем областной промбанк дал застройщикам ссуду. Им был отведен земельный участок на западной окраине поселка, в 100 метрах от последнего жилого дома по улице Водопроводной (ныне – Железнодорожная). Здесь было построено семь кооперативных домов, и в последующем старожилы-верещагинцы еще длительное время называли их «жилкооперация».

К 1925 году в нашем районе было более 10 тысяч неграмотных. Пришлось создавать пункты ликбеза (ликвидации безграмотности) в поселке и во всех крупных селах расширять сеть общеобразовательных школ. Большие плакаты призывали: «Рабочий и крестьянин – за букварь!», «Книга – твой попутчик в революцию!». «Победим темноту!» и т.д. В этот период в районе действовали 26 школ I ступени и 3 фабрично-заводские семилетки (ФЗС), в которых учились 1994 человека детского возраста. Количество учителей возросло до 67. Молодежная газета «На смену» 31 марта 1925 года сообщала: «В Красном Верещагино состоялась первая конференция девушек-крестьянок. Присутствовало 85 делегаток и часть девушек из ближних деревень. Они решили, что приехав домой , будут разъяснять своим подругам и всему населению необходимость участия в пунктах ликбеза и содействовать их организации. Многие делегатки пришли на конференцию, несмотря на угрозы родителей, за 10-30 верст».

Главными участниками и проводниками борьбы с неграмотностью были учителя сельских школ и поселка, их активными помощниками – комсомольцы, учащиеся семилетних школ. Например, терпеливо и последовательно учили грамоте крестьян деревень Бородули и Чащино известные верещагинские педагоги, супруги А.С. и А.А.Мамаевы. Борьба с неграмотностью стала и основной задачей комсомола. «Заседания бюро райкома ВЛКСМ, - вспоминает его секретарь Ф.Ярославцев, начинались с обсуждения хода ликвидации неграмотности».

Задачи просвещения масс решали и учреждения культуры. В этот период в районе работало три клуба, появилась первая киноустановка. Очагами распространения грамотности и культуры были также сельские библиотеки в Сепыче, Вознесенском, Путино и сеть изб-читален в деревнях района. К сожалению, этого было очень мало. Бюджет района мог отводить народному образованию только 75 тысяч рублей в год. Однако работа по ликвидации неграмотности населения шла успешно. В 1928/29 годах грамоте было обучено 800 взрослых, а через год – 1065. В этот период (1927г.) в нашем районе насчитывалось уже 32 начальных школы с 2777 учащимися, в 1930-31 годах – 42 школы, где обучалось 4820 человек. Что составляло 96 процентов детей школьного возраста.

В 1931 году в стране было введено всеобщее начальное обучение. К этому времени в поселке Верещагино и районе насчитывались 1000 человек неграмотных и более 8000 – малограмотных. Для проведения массового обучения были созданы 13 ликпунтктов и большое количество пунктов культармейцев в которых проводили занятия более 370 человек. Борьба с неграмотностью проводилась под контролем местных Советов. За уклонение от учебы и злостное непосещение ликбеза было даже введено административное наказание в виде штрафа в размере 5 рублей.

В подлинный центр культурно-воспитательной работы в поселке превратился клуб железнодорожников имени Октябрьской революции (КОР). Он заслуженно гордился своими библиотекой, самодеятельным духовым оркестром и театром рабочей молодежи. Каждая премьера драматического коллектива клуба была большим событием в культурной жизни верещагинцев. Пьесы «Любовь Яровая», «Платон Кречет», «Свадьба Кркчинского», комедии А.Н.Островского и трагедии Ф.Шиллера были по плечу талантливым самодеятельным артистам: Анищенко, Бессоновой, Уткину, Анисимову, Дубровскому, Бирковской и другим.

13 декабря 1930 года – дата выхода в свет первого номера верещагинской районной газеты «Ленинский ударник» - органа райкома ВКП(б), райисполкома и районного профсоюзного совета. До конца 1930 года в свет вышло 5 номеров газеты. За неимением в нашем поселке типографии первые полгода она печаталась в Пермской районной типографии №2 тиражом 3500 экземпляров. Первым ответственным редактором «Ленинского ударника» стал Борис Чернышев, его заместителем – Иван Чистов. На предприятиях и в деревнях создаются бригады печати – авторские коллективы рабочих и сельских корреспондентов. Большинство авторов газеты железнодорожников «Драчевка» активно сотрудничали с редакцией «Ленинского ударника». Кстати сказать, первые руководители редакции – Борис Чернышев и Иван Чистов – не были профессиональными журналистами. Первый из них – бывший заведующий местным рабочим клубом, а второй был телеграфистом. Однако оба были организаторами газеты «Драчевка» и активными членами ее редколлегии.

11 мая 1931 года в Верещагино, в доме №15 по улице Деповской (ныне ул. Олега Кошевого) открылась районная типография. Первым ее заведующим был Яблоков. Газета стала печататься 2 раза в пятидневку. В год выходило 100 номеров. В районном отделе связи создается газетное бюро по подписке населения на периодическую печать. В сентябре 1931 года в райцентре был создан радиоузел. 20 сентября он приступил к массовой установке громкоговорителей в квартирах, общежитиях, в клубах, учреждениях, на предприятиях и в других общественных местах поселка. Постепенно радиофикация начинает охватывать остальные пункты района.

В 1930 году в наш поселок были направлены 4 врача с высшим образованием. Из них Е.Г.Плешкова, Е.П.Лубова трудились здесь всю жизнь, А.В.Кононов погиб в 1939 году в боях на Халхин-Голе. В 1925 году студент-медик III курса Пермского университета В.В.Дылдин после практики остался работать в Сепыче фельдшером и трудился здесь более 25 лет. В 1931 году Пермский сельскохозяйственный институт реорганизовался в три самостоятельных отраслевых вуза. Один из них, названный Уральским сельскохозяйственным институтом северных прядильных культур (лен, конопля), 7 ноября того же года был открыт в селе Зюкайка. Он начал здесь подготовку агрономов-льноводов и инженеров-технологов по первичной обработке льна и кудели. Кроме очного обучения институт имел рабфак, подготовительные курсы по подготовке в вуз, а также курсы заочного обучения специалистов средней и высшей квалификации.

Льноводство было в то время одним из традиционных направлений сельского хозяйства района. В 1931 году посевы льна у нас составляли 10200 гектаров. Совхоз «Уралец», созданный в 1929 году, специализировался на льноводстве. Району планировалась сдача 5185 центнеров льноволокна. Институт в Зюкайке сделал немало для повышения урожайности той культуры, а также подготовки кадров специалистов и перестройки льноводческого хозяйства района на основе внедрения новой техники. Семена льна были основным сырьем для работы Зюкайского маслозавода.

По переписи 1926 года население Верещагинского района составляло 42,3 тысячи человек, в том числе 38,6 тысяч (90 процентов) сельских жителей. Насчитывалось 9096 крестьянских хозяйств с посевной площадью 23439 десятин земли. Из них 30,2 процента были хозяйства бедняков, 62,2 процента – середняков и 7,6 процента – зажиточных крестьян. О бедности крестьян говорили данные их опроса весной 1926 года: 24,14 процента хощяйств были безлошадными, 12,07 процента не имели коров, а 6,37 процента не имели никакого скота на своем подворье.

Получив от Советской власти землю, крестьяне нашего района в начале 20-х годов возобновили основание хуторов, выселков и починков. Так, на территории Верещагинского и Вознесенского сельских Советов было создано по 5 хуторов, в Семибратовском – 4, в Кукетском, Денисовском и Усть-Сепычевском сельсоветах – по 3 хутора. Всего в период 1922/1926 годов в районе возникло 24 подобных поселений к 110, имеющимся у нас со времени Столыпинской реформы. Однако после 1926 года выделение хозяйств из деревень прекратилось.

В 1928 году на одно крестьянское хозяйство в нашем районе приходилось в среднем 2,72 десятины земли, 0,93 рабочих лошади, 1,17 коровы и 3 овцы. На 100 десятин полевого посева приходилось 34,23 рабочих лошади.

Наш район производил хлеба больше своих потребностей. Основными культурами считались: овес (51 процент), рожь (27,6 процента) и ячмень (11,9 процента). Из второстепенных культур выделялся клевер – 5.7 процента. Значительное развитие в нашем районе имело упомянутое выше льноводство. Низкими были социальные показатели нашего района. Лишь 34.83 процента жителей были грамотными, школой были охвачены 45.22 процента детей в возрасте от 8-11 лет, а обеспеченность их обучением составляла 53,1 процента. Район имел одну больницу, 3 врачебно-фельдшерских и 2 ветеринарных пункта, 5 почтовых отделений и 43 торговых точки. Из которых 16 – государственных, 8 – кооперативных и 19 – частных. На одну лавку приходилась почти тысяча жителей. Телефоном было связано 8. телеграфом – 5 населенных пунктов района.

Руководствуясь решениями XIII и XIV съездов ВКП(б), Пермская окружная партконференция потребовала от райкомов партии и сельских партячеек усилить руководство кооперативным строительством на селе. Если в 1920 году районная парторганизация состояла из 16 партячеек, то в 1925 году в ней было уже 20 первичных организаций. Крестьяне стали создавать товарищества по совместной обработке земли, машинные, семеноводческие, маслодельные, кредитные и другие кооперативные объединения. Бедняки и середняки занимали в них ведущее место.

->продолжение главы

Мои сайты
Вход
АУДИО









| гр." СТРАННИКИ" |
Электроника
...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Плагины, сниппеты и пользовательские скрипты на jquery