_____________________________________________
26
В ней рассказывается о легендарном норвежском викинге, обладавшим огромным ростом и гигантской силой. Он навечно остался в памяти скандинавского народа, один из нимногих, удостоившихся чеcти запечатлеть себя в сагах. Одд был знаменит еще тем, что без промоха стрелял из лука, за что и получил меткое прозвище Стрела.
Когда Одду исполнилось 12 лет, приглашенная в их дом колдунья предсказала ему, что, достигнув зрелого возраста, он погибнет от своего коня. Историки отметили удивительную схожесть судеб данного героя скандинавской саги и нашего летописного Вещего Олега, который, как вы помните, погиб от своей лошади, точнее, от укуса змеи, не вовремя выползшей из чрева давно околевшей княжеской любимицы.
Не по годам смышленный, Одд еще мальчишкой не верил ни в бога, ни в черта ( кстати, это не единичный случай безверия у скандинавов) и считал постыдным поклоняться различным идолам и менгирам в отличие от большинства своих соотечественников.
Сильный по своему характеру, он не поверил старой колдунье, но тем не менее, принял меры предосторожности и на всякий случай приказал убить свою лошадь, наверное, думая тем самым обмануть судьбу, что, как выяснится позднее, ему сделать не удалось.
Посетив своих родителей после долгой разлуки, Одд Узнал, что его младший брат Гутмунд и племянник Сигурд на больших кораблях собираются в плавание до Биармии. Он тотчас же принял решение идти с ними в поход, но родстенники, не зная его, стали всячески искать причину для отказа, мол, для сборов требуется время, а Одд абсолютно не готов для опасного приключения.
27
Ему не удалось убедить упрямых родственников, в конце концов, они наотрез отказались идти с ним в поход. Тогда он с отцом вернулся домой.
Через полмесяца Одд узнал, что корабли брата и племянника все ещё не ушли в Биармию. А причина оказалась банальной - Гудмунрду приснился сон, что громандный белый медведь окружил своим телом остров, как кольцом, при этом его голова и хвост сошлись на их корабле, а сам он весь ощетинился, и казалось, что дикий зверь вот-вот набросится на судно и потопит. Суеверный Гудмунд посчитал, что образ медведя является воплощением души Одда, и поэтому, чтобы не искушать судьбу, все же решил пригласить в путешествие родственника. Однако теперь уже Одд заартачился, он затребовал отдельное судно, на что были вынуждены пойти суеверные братья. На время совершения похода они заключили союз.
При проводах отец подарил Одду три стрелы, скованные одним обручем и обладавших волшебными свойствами: они могла поражать абсолютно все, во что целился стрелок, причем, как бумеранг, всегда возвращались к тетиве лука. Одд от души поблагодарил отца за драгоценный подарок.
После расставания Одд отправился на судно и немедленно отдал приказание поднять якорь и выходить в дальнее странствие. Затем, развернув паруса, направил свое судно на север. То же самое сделали Сигурд и Гудмунд: они пошли всед за Оддом на север без остановок до самой северной части Норвегии - Финмарка, где они впервые бросили якорь. В том месте берег был усеян землянками заселенными финнами.
Утром Гудмунд со своими людьми направился на берег, где тут же приступил к грабежу бедных финнов. Викинги буз труда врывались в землянки, благо хозяева финны отсутствовали дома, находясь на промысле зверя
28
И ловле рыбы. Насилуемые финки подняли такой крик, что воины на корабле Одда заволновались и стали просить у своего предводителя на берег, однако Одд категорически запретил выходить им на материк.
После возвращения грабителей брат строго спросил у Гудмунда, действительно ли он участвовал в нападении на мирных финнов. Получив хвастливый ответ родственника о полученном удовольствии грабить бедных аборигенов, Одд сказал, что он не видит славы в насилии беззащитных жунщин и предупредил, что грабителей ждет расплата за содеянное, а он немедленно отплывает.
К сожалению, в саге ничего не говориться, как они добрались до Биармии. Но, тем не менее, вскоре они оказались в устье Двины (Vina) и направились вверх по реке. В саге упоминается, что на Двине много островов, пройдя еще выше, они бросили якорь за каким-то мысом, который от материка выдавался в реку. Было заманчиво увидеть в этом мысе Пур-Наволок, на котором собственно позднее появился город Архангельск. Кстати, от этого места Двина делится на три рукава: Березовый, Мурманский и Пудожеский или Никольский, из которых Березовский имеет больше всех островов и считается самым глубоким, недаром позднее ему было дано название Корабельный. Остальные рукава считаются неглубокими, и там могли проходить только мелкие суда. Поэтому Одд поднялся от острова Мудьюг вверх, вероятно, по Карабельному рукаву Двины на расстояние примерно около 50 километров и бросил якорь, вероятно, около мыса Пур-Наволок. В 2004 году при рестоврации Гостинного двора в Архангельске был обнаружен клад, включающий в себя относящееся примерно к X веку скандинавское вооружение - четырнадцать мечей, шесть арбалетов, лук со стрелами, вда боевых топора, булаву, кистень, два щита и два шлема. А Гостинный двор
29
расположен как раз на мысу под названием Пур-Наволок, упоминаемый в древних двинских грамотах.
Как только они туда прибыли, напротив их якорной стоянки на берегу сразу появились аборигены. Одд отправил несколько человек для переговоров с ними и, как обычно бывало, решил заключить мир для торговли на полтора месяца. Биармийцы пришли на берег сразличными мехами, и тотчас же начался торговый обмен, и Одд со своими людьми отъехал на середину реки к судну, стоящему на якорной стоянке.
Когда наступила ночь, норманны увидели, как на берег вышла большая группа биармийцев и стала кружиться на одном месте. Вероятно, они совершали какой-то магический обряд, или, может быть, водили обыкновенный хоровод в честь какого-нибудь религиозного праздника. Когда закончились обрядовые танцы, Одд со своим напарником Асмундом незаметно высадились на берег и последовали за туземцами в лес.
Там они увидели большую избу. Кстати, в саге указывается, что к тому времени было очень темно, вероятно, действие происходило в конце августа - насале сентября. Пройдя к дверям избы, они увидели, что внутри хорошо освещенного помещения было много народу, там вовсю шло веселое пированье.
Одд спросил своего напарника, понимает ли он речь местных жителей: Асмунд ответил, что она напоминает ему щебетанье птиц. Тогда они приняли решение похитить человека, который разливал вино, т.к. им почему-то показалось, что он должен знать норвежский язык. Одд незаметно вошел в сени избы и встал за дверью у порога, где было темно. Вскоре туда за очередной порцией вина вошла намеченная жерства. Одд сразу схватил виночерпия и без труда приподнял от земли.
30
Тот, испугавшись, сразу громко завопил, что его схватила нечистая сила, и стал просить о помощи. Биармийцы мигом протрезвели, выскочили в сени и в темноте стали держаться за виночерпия, который продолжал оглушительно орать. Одд, обладая неимоверной силой, стал отмахиваться от биармийцев бедным виночерпием. как дубиной, а затем выскочил с ним на улицу и скрылся в лесу. Поевргнутые в ужас аборигены так и не решились выйти из избы, боясь внезапно появившейся нечистой силы.
Одд с виночерпием и Асмундом устремились к судну. После того, как похищенный успокоился, Одд посадил его рядом с собой и стал расспрашивать, но виночерпий упорно молчал. После обещания заковать его в железо, виночерпий на чистом норвежском языке спросил, что именно хотят от него узнать. На естественный вопрос, откуда тот родом, пленный поведал, что он соотечественник Одд и прибил в Биарими семь лет. Причина такой задержки норвежца в этой стране осталась неизвестной. Но когда пленного спросила, нравится ли ему здесь, ответ был отрицательным.
Одда и его товарищей интересовало более всего, где им поискать богатой добычи в этой стране. Виночерпий поведал им об огромном кургане, находящемся еще выше по реке Двине и составленном из земли и монет, т.к. в Биармии существовал обычай, когда человек умирал или рождался, то за того человека несли туда горсть земли и горсть серебра. И таким образом образовывался большой курган, составленный наполовину из земли и серебра.
Одд принял решение послать к кургану брата Гудмунда, а сам остался на судне со своими людьми и виночерпием. Ночью они тайно высадились на берег и пробрались к кургану. Собранных денег было так много, что им пришлось сооружать носилки. Нагрузив их, они вернулись на судно, за что получили похвалу от Одда.
31
Попросив Сигурда и Гудмунда последить за виночерпием и оставив охрану на судне, Одд со своими людьми тоже отправился к кургану. Когда дядя и племянник стали пересчитывать похищенные серебрянные монеты и на время потеряли бдительность, пленный неожиданно вскочил и бросился заборт и быстро поплыл к берегу. Гудмунд, чтобы исправить свою оплошность, схватил копье и бросил вслед беглецу. Оно попало в бедро виночерпия, но, несмотря на страшную боль, он все же сумел доплыть до берега и скрыться в лесу.
А тем временем Одд, добравшись до кургана, криказал каждому участнику экспедиции приготовить для себя, как указанно в саге, -ноши- для переноски добычи. Это, вероятней, всего были обыкновенные, так называемые у поморов - крошни-, в которых очень удобно носить и рыбу и зверя, и вообще люлой негабаритный груз. Это неприхотливое приспособление для носки груза представляло собой большой кусок бересты, к которой с одной стороны крепились две лямки для ношения на спине, а сдругой - две распахнутые свторки- крыла, изготовленные из обыкновенной сетки, с помощью которых крепился груз в крошнях.
Нагрузив полные котомки серебром и дождавшись рассвета ( а ночи, как уже упоминалось, были темными), они быстро пошли обратно вниз по реке около кромки леса. Пройдя нмного, Одд остановил отряд и сказал Асмунду, что впереди он видит Биармийцев, вытупивших большой толпой из леса; вероятно, предположил он (и не ошибся!), виночерпий сбежал от Гудмунда и предупредил местных жителей. Поэтому Одд приказал отходить к реке, загородить собой мыс (хочется верить, что это архангельский Пур-Наволок) и ни в коем случае не отдавать добычу. А до стоявших на рейде судов викингов было бы рукой подать.
32
Отдав приказание, сам же Одд побежал в лес, быстро вырубил огромную дубину и вернулся к своим людям. Когда толпа биармийцев начала наступать на викингов, то во главе них Одд увидел своего старого знакомого - виночерпия. Викинг успел спросить у него, что же тот поддерживает не своих земляков. а людей, у которых находится в плену. Виночерпий ответил, что, зная о замыслах норманов, хочет сделать так, чтобы скандинавам было лучше. А предложение заключалось в том, чтобы стнова устроить торг и норвежцы продали бы биармийцам оружие, в первую очередь боевые мечи. Но Одд и его сподвижники наотрез оказались от такой затеи. Тогда виночерпий пролкричал им, что в таком случае они вынуждены защитить свою жизнь и богатство, принадлежащее предкам жителей Биармии.
Удивительно, но не верящий ни в бога, ни в черта, более всего Одд боялся, как видно из саги, чтобы ни один из павших в бою не попал в руки биармийцев, т.к. те, по мнению всех скандинавов, славились своим колдовстовм и чародейством. Поэтому преводитель викингов приказхал трупы погибших не оставлять на поле боя, а забирать с собой и затем бросать в реку.
И начался страшный бой. Обладая огромной силой и гигантским ростом, Одд бесстрашно бросился в толпу и стал размахивать своей дубиной, сокрушая вокруг себя бедных биармийцев. Не выдержав такого яростного натиска, двиняне вынуждены были отступить. Как отмечает сага, очень жестокий был тот бой, много народу пало на поле сражения. Кончился он тем, что биармийцы, не имея такого сильного оружия, как длинные мечи викингов (недаром наивные туземцы просили их продать для своей защиты), обратились в бегство
Одд ещё долгое время преследовал несчастных и убивал всех, кого настигало страшное оружие норманна.
33
Затем вернулся к своим и распорядился разделить добычу. Требовалось отделить серебрянные монеты от присохшей земли. На кургане, который они грабили, некода было этим заниматься, в котомки грузились драгоценности вместе с землей, а теперь в спокойной обстановке можно было завершить раздел добычи.
Проснувшись утром, викинги не обнаружили своих судов, - они ушли в неизвестном направлении, видно , испугался Гудмунд и дал распоряжение подальше уйти от места стражения. Одд посчитал, что поступок напарника можно расценивать двояко: либо он где-то скрывается, либо просто струсил и предал своих земляков. Однако викинги не погли поверить таким суждениям. Для того чтобы еще раз удостовериться всоих словах, Одд решил проверить и побежал в лес. Выбрав высокое дерево, он быстро взобрался на него и развел костер прямо на верхушке. Дерево внезапно вспыхнуло, и так ярко, что озарило округу на большое расстояние. А через некоторое время к берегу, где столпились норвеждцы, быстро подошли две лодки, присланные с морских судов викингов, ставших опять на рейде напротив огромного костра.
После этого Одд СТрела с напарниками взошли на свои корабли и немедленно отплыли с богатой добычей, а затем благополучно добрались до исходной точки своего путешествия в Биармию - самый северный район Норвегии - Финмарк.
Позднее у некоторых исследователей возникло суждение, что Оттар и Одд один и тот же человек. Однако это ошибочное мнение опроверг еще в начале прошлого века писатель Тиандер, утверждая, что эти два путешествия относятся к разным эпохам.