на Оглавление
220
но, в древние времена потомки этих кочевников — гунны и тюрки также заимствовали свои титулы от названий животных, например, boga gagan — король быков, buri gagan — король волков, sonkor tigin — принц соколов и т. д. Можно утверждать, полагает ученый из Кореи, эта традиция имеет нечто общее с тотемизмом.
Абсолютно такую же версию выдвинул другой, но только уже российский исследователь М.И. Боргояков. Изучая истоки гуннских племен, он пришел к выводу, что тотемным животным одного из родов этого народа — шаньюйского был бык, а родоначальником другой группы гуннов считался волк или олень.
Иордан (VI в.) в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» приводит очень любопытную легенду о гуннах и олене. Охотники из этого племени, выискивая себе добычу на берегах Мэотийского озера (Азовского моря), заметили оленя, который бесстрашно вошел в воду и пошел одним известным ему путем. Следуя строго за ним, гунны сумели перейти это озеро, которое до тех пор считали непереходимым, как море. Лишь только перед ними показалась Скифская земля, олень сразу исчез. Они вернулись обратно и сообщили своим о случившемся. Расхваливая Скифию, убедили остальных отправиться туда по пути, который указал им олень. Иордан нашел даже объяснение, почему он появился и привел гуннов в Скифию: «сделали это, из-за ненависти к скифам, те самые духи, от которых гунны ведут свое происхождение». Из этой легенды следует, считает М.И. Боргояков, что олень, указавший путь гуннам, был в их представлении тотемным животным-родоначальником, и его образ связывался с названным озером.
Легенда об олене была широко известна, комментируя сообщение Иордана, пишет Е.Ч. Скрижинская, — сю-
221
жет о животном, послужившем чудесным проводником, был также широко распространен и у других писателей. В «Житии св. Северина», составленном в начале VI века, рассказывается о том, как путешественников, шедших по альпийским дорогам Норика (кстати, это летописная родина ильменских славян), застала сильная метель и они потеряли верное направление. Вдруг перед ними появился громадный медведь — «formae ursus» — и пошел впереди, указывая им путь. Это показалось удивительным потому, пишет Е.Ч. Скрижинская, что зимой медведи обыкновенно забиваются в берлоги для спячки. Вероятно, этот медведь привел их на наш Север, передав им позднее свое имя.
Древние писатели донесли сведения о том, что действительно многие племена получили свое название от родовых тотемов — птиц и животных. Согласно сооб-щению древнегреческого географа и историка Страбона, один народ, принадлежавший к древнеиталийскому племени сабинян, — «пикентийцы вышли из Сабинской области, причем черный дятел указывал путь их предводителям. Отсюда их имя, так как эту птицу они называют «пиком». Название этого племени произошло от латинского слова picus — дятел, который, вероятно, был тотемом племени. Некоторые ученые считают, что у древнейшего племени Греции пеласгов белый аист также был родовым тотемом, и свое название они получили от этой птицы. Как заметил Страбон, пеласги «были кочевое племя, которое, подобно птицам перелетало куда попало, то жители Аттики называли их «пеларгами», что в переводе с греческого значит аист. Еще от Страбона известно, что когда-то существовало фракийское племя киконов, чье название созвучно латинскому слову ciconia — аист. Более того, возможно, это племя было связано и с назва-
222
нием другой птицы — лебедя, переводимое с греческого языка — «кикнос». Как известно, эта благородная птица, по сей день пользующаяся уважением и почетом, была тотемом и у славянских народов.
Не исключено, что название кочевых племен под названием берендеи, упоминаемые античными писателями, сложилось из двух слов, один из которых является тотемом. Считается, что первая часть слова берен имеет происхождение от имени божества Барга — Барана, который олицетворял Солнце, а вторая — от латинского deus — бог, божество. Вероятно, когда-то у них баран был племенным тотемом, превратившимся позднее в божество этого племени, которое затем взяло его имя.
С древнейших времен сугцествовало много племен, получивших свое название от другого тотема, весьма распространенного хиш,ного животного — волка. Тот же Страбон сообщает: даки — фракийские племена, расселившиеся к северу от Дуная в начале I тысячелетия, изначально назывались daoi, производное от слова daos — фригийского наименования волка. По утверждению румынского философа Мирча Элиаде (1907—1986), от корня этого слова происходят имена фракийского бога войны Кандаона, бога Даунуса и др. Более того, по Страбону, закаспийские кочевники-скифы также носили имя daoi. Их этническое имя с большей вероятностью, считает М. Элиаде, восходит к иранскому слову dahae — волк. Кочевые племена, заселявшие территорию на юге Каспийского моря, греко-латинские авторы тоже называли hyrkanoi — волки. Одно из италийских племен — гирпины, по утверждению Страбона, «получили свое имя от волка, который указывал путь их колонии; ведь самниты называют волка «гирпус».
Немного раньше другой древнегреческий ученый, Гераклит Понтийский (VI—V вв. до н.э.), утверждал, что
223
имя саманитского племени — луканс — происходит от Lucos — волк. Как подметил М. Элиаде, племена, носящие имя волка, встречались в различных регионах, таких, как в Испании, Ирландии и Англии.
Еще один пример. В Забайкалье в начале Средневековья — на рубеже V—VI веков, как показывают исследования археологов, поселилось монгольское племя Бурито-шоно, а тотемное название шоно означает — волк. К началу XIII века на территории Прибайкалья и Забайкалья заселились монголоязычные племена, и по утверждению ученых, все эти племена носили тотемные названия по имени птиц и зверей, из которых к концу XVII века сложилась бурятская народность. У бурят каждый род имел свой тотем.
Названия некоторых древнеславянских племен имеют свое происхождение также от имени волка, как это убедительно доказал исследователь из Кишинева Р.А. Рабинович. Историки хорошо знают, что союз славянских племен, располагавшихся в VIII—XII вв. между Одером и Эльбой, носил общее название лутичи (lutici) и вилъ-цы (wilzi), а по Гельмольду, этот союз племен известен и под именем велеты (veleti). Так вот, Гельмольд в своей «Славянской хронике» пишет, что «эти четыре племени за свою храбрость называются вилъцами (то есть волками.— Авт,) или лютичами». Исследователям этимология слова вилъцы представляется более понятной, т. к. сходные формы присутствуют во всех славянских языках. Оно восходит к праславянскому слову vь1къ, сходному с готским wulfs, латинским vulkus, volkus — волк. Этимологию названия лютичи ученые выводят от легендарного Люта или от старославянского слова лют, лютый — жестокий, вероятно, табуированное (запрещенное) название волка. Лингвисты же сближают это слово с греческим lukos —
224
волк волчье бешенство. Таким образом, заключает Р.А. Рабинович, этимология слова лютичи может сближать его с названием вильцы — волки.
Загадочными остаются образования этнонимов многих северных народов. Лингвисты до сих пор, например, не могут разгадать значение этнонима хант или ханты (в древности остяки): по одной из версий, оно «возводится к табуистическому обозначению у хантов медведя — контио, переводимого как злой. Другой северный летописный народ югра — охотничьи племена, упоминаемые впервые в Лаврентьевской летописи в 1096 году, по мнению краеведа В. Фролова, за быстроту передвижения и кочевой образ жизни получили свое имя от праславян-ского слова угор со значениями змея, водная змея, угорь, возможно, выполнявшего в древнейшие времена роль тотема у этих северных племен.
Тайной окутано племенное имя (самоназвание представителей племени) еще одного северного народа — коми-зырян. Существует несколько версий происхождения этнонима зыряне или, как в летописях,— сиряне, сырьяне. Эстонская исследовательница коми языка А.-Р. Хаузенберг сделала предположение, что племенное имя могло возникнуть на основе наименования тотема племени по следующей схеме: имя тотема племени — название племени — название группы народа — наименование народа. (Эта классическая схема, вероятно, подходит для образований племенных имен других народов.) В качестве древнего тотема, по мнению исследовательницы, у них считался сир — щука. А сиряне произошло уже на основе русского языка прибавлением суффикса — ян (ин), как, например, образовалось, славян(ин), северян(ин) и др. Эта версия подтверждается фактами сохранения магии сир (щуки) в древних верованиях народа коми. В верховьях
225
реки Камы существует приток под очень похожим названием Сирья. Древнее название этой хищной речной рыбы исчезло из обихода в южнозырянских диалектах, считает А.-Р. Хаузенберг, по причине наложения табу на исконное имя щуки, своего тотема — сира, а затем произошла замена его на русское заимствование тшука, штшука.
Проведя ономастический анализ около 70 названий удмуртских племен (воршудов), местный краевед В. Фролов пришел к выводу, что не менее 30 процентов оставшихся родоплеменных названий воршудов происходят от тотема, которому поклонялось данное племя. Самое любопытное, по его мнению, в Прикамье задолго до прихода финно-угров в эти края жило множество разноязычных племен, в том числе и древнерусское племя. Например, копка — имя этого древнерусского рода произошло от племенного тотема копалы — самки глухаря или тетерева, а другое ассимилированное финно-уграми древнерусское племя — котъя получило свое название от племенного тотема — кота. Кстати, кот — это не только обыкновенный самец породы кошачьих, но и морской зверь. В древности словом кот, считает исследователь, называли также куницу и хорька, а в Тамбовской области — овцу и козу, откуда якобы произошло слово скот. Еще один воршуд пепъ-га, по его мысли, возник от древнерусского слова пелядь, которая водилась в изобилии на реке Печоре, чура — от русского слова чурипка — ночная птица козодой, юра — название связано с архаичным словом юра (юрово) — косяк сельдей, который вполне мог быть, считает В. Фролов, тотемом одного из древнерусских племен. Кстати, у нас в Поморье сохранилось похожее слово — юрок — связка шкур морского зверя, которую, привязав за корму лодки, плавили по воде до берега беломорские промышленники-зверобои.
226
Изучив древнейшую карту Птолемея, где указаны проживающие в те времена племена и народы, В. Фролов пришел к еще более интересным выводам. Порсы, обозначенные на карте Птолемея чуть западнее Уральских гор, по мнению исследователя, — это самоназвание от их племенного тотема, которому еще совсем недавно поклонялись многочисленные удмурдские племена. Например, какся — племя или род цапли, конъга — племя белки, куака — племя вороны, кутья — племя орла, посъка — племя стрижа и т. д. А название порсы, считает В. Фролов, произошло от индоиранского слова порс, означающего дикого кабана. На притоках Вятки археологи находили кремневые, тщательно обработанные фигурки кабана, служившие для поклонения в религиозных обрядах, посвященных своему тотему-покровителю.
227