RSS Регистрация Главная
А.С. Пушкин: каким он был?


200 лет отделяют нас сейчас от дня рожде-ния этого замечательного человека. Недолог был его жизненный путь, насильственно прерванный на 38-ом году жизни. А как выглядел Александр Сергеевич Пушкин, т.е. каким он был внешне в разные периоды своей жизни? Какими чертами характера обладал? Каков был его нравственный облик? В чем состояли его увлечения, слабости и странности?
Для полноты ответа на вопрос, - Каким был Пушкин в жизни? - не лишними будут и, на первый взгляд, «прозаические» сведения о том, как он одевался, что составляло его любимую «кухню» и т.п.
Несомненно, что источниками сведений для ответов на эти и другие подобные им вопросы сейчас могут быть только воспоминания современников и исследования биографов поэта, его эпистолярное наследие, т.е. богатейшая переписка, а также произведения живописи и ваяния (скульптуры), в разное время запечатлевшие его образ и благополучно «дожившие» до наших дней. С обзора и истории создания последних мы и нач¬нем рассказ о том, каким был в жизни наш великий поэт и соотечественник.

***
 

Память, запечатленная на холсте и бронзе

К сожалению, мы не можем располагать фотографическими изображениями Пушкина, т.к. при его жизни фотографии и фотоискусства как таковых еще не существовало. Мы знаем, что даже первый способ получения устойчивого фотоизображения, называемый по имени изобретателя француза Л.Ж.М.Дагера (1787-1851) дагеротипией, стал известен лишь в 1839 году. Поэтому мы можем видеть образ поэта лишь благодаря весьма незначительным прижизненным его портретам или рисункам художников. А также гравюрам, мастерски изготовленным по ним для печати.
Лучшим, по признанию большинства людей, близко знавших поэта был портрет Пушкина, который принадлежит кисти знаменитого русского художника-портретиста Ореста Адамовича Кипренского (1783-1836), написанный им в Петербурге в 1827 году, летом, по просьбе А.А. Дельвига. Известно, что до своего последнего отъезда в Италию в 1828 году Кипренский жил в доме графов Шереметьевых, на Фонтанке. Современники утверждают, что в этом доме Пушкин и позировал ему для своего портрета.
Художник предполагал увезти эту картину с собой на европейские художественные выставки. По¬этому Пушкин, который в течение всей жизни был ли¬шён воз¬можности побывать за границей, сказал ему тогда: «Поклон Риму, Дрездену, Парижу!».


О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г.
Холст, масло

К сожалению, наш известный портретист прожил после этого недолго. Он скончался в Риме за год до гибели поэта, т.е. в 1836 году.
На поясном портрете работы Кипренского поэт изображен на тёмном, слегка подсвеченном за его спиной фоне, с руками, скрещенными на груди. Причем видна только его правая рука, левая за¬крыта плащом, свернутым и наброшенным на правое плечо так, что видна клетчатая подкладка этой одежды.
В правом верхнем углу портрета изображена античная статуя женщины с лирой. Этим как бы подчеркивается близость поэта и музы. Бросается в глаза вид сильных пальцев правой руки Пушкина с их красивыми, ухоженными ногтями. В этом портрете художник воплотил свои высокие представления о творческой личности позирующего. Известно, что Пушкин, который весьма критически относился к своей внешности, увидев работу Кипренского законченной, смутился и, шутя сказал: «Это зеркало мне льстит». А затем, в том же 1827 году написал по такому случаю короткое стихотворение, назвав его "Кипренскому"

Любимец моды легкокрылой
Хоть не британец, не француз,
 Ты вновь создал, волшебник милый,
 Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид .
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
 
 Портрет, написанный Кипренским масляными красками, принадлежал сначала близкому другу поэта А.А. Дельвигу. После смерти А.А. Дельвига его вдова, С.М. Дельвиг, уступила портрет Пушкину за 1000 рублей, и он очень дорожил им. Покупку эту выполнил П.А.Плетнев по просьбе Пушкина. После смерти поэта портрет принадлежал его вдове, потом - старшему сыну, Александру Александровичу. После кончины А.А. Пушкина в 1914 году, портрет был продан его наследниками за 10.000 рублей Московской Третьяковской галерее. В настоящее время этот «главный» портрет Пушкина находится в Москве, на втором этаже Государственной Третьяковской  художествен¬ной галереи. Здесь он представлен в верхнем ряду картин, на левой продольной стене зала № 6. Второй экземпляр портрета, писанный пастелью, принадлежавший брату поэта Льву Сергеевичу Пушкину и находившийся в Болдино, сейчас - в Пушкинском Доме, т.е. в Институте русской литературы в Санкт-Петербурге.
 Гравюры, изготовленные с этой картины, стали широко известны многим поколениям наших соотечественников и поклонников поэта за рубежом. Таково, например, произведение талантливого художника-гравёра В.В. Матэ, подготовленное к 100-летию со дня рождения Пушкина, в 1899 году. Однако особую известность получил портрет, написанный Кипренским, в сделанной с него гравюре известным профессором-гравером Н.Н. Уткиным в 1827-1829 годах
 

Гравюра Н.Н.Уткина
с картины Кипренского

 «Уткинская гравюра, - писал Д.Н.Анучин в книге «А.С.Пушкин» Антропологический этюд», изданной в Москве в 1899 году, - хотя и сделана по Кипренскому, но с многими отступлениями от оригинала. Так, на гравюре не показано рук, есть отличия в изображении костюма (заметен край выреза жилета, иначе поставлен левый воротничок манишки), но главным образом отличается изображение лица. Шевелюра и бакенбарды выделаны тщательнее, с более натуральной передачей спиральных завитков волос. Лицо представлено более удлиненным и немного более повёрнутым кпереди; скулы выступают более натурально; в глазах больше выразительности, и смотрят они более кверху. Нос имеет несколько иную форму, он вообще прямее, но спинка его на конце шире и загнутее, ноздри обозначены резче. Выступление челюсти и губ показано явственнее. Отличия эти заслуживают внимания, т.к. Н.И. Уткин (1780-1863) работал при жизни поэта и видал его лично...».     Одобрительны в этом отношении также отзывы:

- Сергея Львовича Пушкина (отца поэта): «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным»;
 -Николая Алексеевича Муханова  (1802-1871) (сказано 15 июня 1827 года): 
 «С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий»;
-Александра Васильевича Никитенко (петербургского профессора-цензора, почитателя Пушкина), который, увидев портрет поэта на выставке картин в Академии художеств, сказал: «Видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которым недостает только беспрестанного вздрагивания»;
- баронессы Софьи Михайловны Дельвиг (1806-1888), жены близкого лицейского друга Пушкина, поэта А.А. Дельвига в письме своей подруге А.Н. Семеновой, сопровождающем журнал «Северные цветы» с портретом Пушкина работы Кипренского, гравированным Уткиным:

«Вот тебе наш милый, добрый Пушкин. Его портрет здесь поразительно похож, как будто видишь его самого. Как бы ты полюбила его, ежели бы видела его, как я, всякий день. Это человек, который выигрывает, когда его узнаёшь.

Однако отзыв драматурга и поэта Нестора Васильевича Кукольника (1809-1868) о портрете кисти Кипренского весьма критичен:
 «Положение поэта не довольно хорошо продумано: оборот тела и глаз не свойственны Пушкину; драпировка умышленна; пушкинской простоты, не видно».
 
 В Пушкиниану прочно вошел и второй по исторической значимости портрет поэта. История его появления по воспоминаниям Н.В.Берга (1823-1884) в «Русском архиве» за 1871 год такова: «Близкий приятель Пушкина Соболевский был недоволен приглаженными и, припомаженными портретами поэта, которые тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение Пушкина как он есть, как бывает чаще, и он просил известного художника Тропинина  нарисовать поэта в домашнем халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большем пальце правой руки. Кажись, дело шло также и об изображении какого-то ногтя на руке Пушкина, особенно отращенного. Тропинин согласился. Пушкин стал ходить к нему».
Когда портрет был готов, художник приказал одному из своих помощников, Смирнову, уложить его, как можно осторожнее и внимательнее, в ящик и отправить Соболевскому в Италию, Смирнов снял копию, подлинник, оставил у себя, а копию своей работы послал по данному адресу. Обман открылся позже, в конце 1840-х годов, когда заказчик воротился в Россию и узнал от начальника московского архива иностранных дел, князя Оболенского, что «настоящий портрет Пушкина в халате, работы Тропинина, у него куплен в меняльной лавке Волкова, а Волкову - достался от вдовы Смирновой».



В.А. Тропинин. "Портрет Пушкина".1827 г.
Холст, масло

 Тропинин, которому показали портрет, подтвердил его подлинность. Оболенский просил исправить испорченные небрежным обращением и полинявшие от времени места, но Тропинин от этого отказался, сказав, что всякую поправку того, что сделано по оригиналу, считает святотатством, а почистить портрет,пожалуй, почистит и покроет снова лаком. Соболевский сильно зарился на этот портрет и говорил, что Оболенскому, по правилам европейской деликатности, следовало бы подарить портрет законному его владельцу, виновнику того, что он явился на свет. Однако портрет остался у Оболенского и доныне у него пребывает».

 В действительности портрет Тропинину в начале 1827 года заказал сам Пушкин, за 350 рублей. Этот портрет в великолепной золоченой раме он подарил своему ближайшему другу Сергею Александровичу Соболевскому (1803-1870), у которого жил тогда в Москве после Михайловской ссылки. В настоящее время этот портрет, пережив немало «приключений», находится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в городе Пушкин (ранее - Царское село) Ленинградской области.
    
 Что же представляет собой этот второй по значимости живописный памятник А.С.Пушкину? Поэт здесь, действительно, представлен в «домашнем» виде. На нем просторный темный халат слегка распахнутый на груди, белая рубашка с большим отложным воротником и шелковый шейный платок. Правая рука поэта лежит на углу его рабочего стола, прижимая локтем стопу бумаги; кисть ее полусогнута. На указательном пальце этой руки - витое золотое кольцо, на большом пальце - массивный золотой перстень-талисман. Этот перстень, подаренный поэту в Одессе графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой (1792-1880), имел еврейскую надпись. Голова и взгляд Пушкина повернуты несколько влево, выражение лица сосредоточенное и энергичное, но спокойное и уверенное. Фон портрета свободный, темный, слегка подсвеченный за левым плечом.

 По свидетельству в 1827 году журналиста, писателя и литературного противника Пушкина Николая Алексеевича Полевого (1796-1846), «сходство тропининского портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиогномия Пушкина - столь определенная и выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, - вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о нем истинное понятие».

 Теперь о своеобразной «приключенческой биографии» этого портрета. Один из вариантов ее мы уже знаем из предыдущих воспоминаний Н.В. Берга. Известен и второй вариант «приключений»: С.А. Соболевский, ставший владельцем портрета, до конца жизни был закоренелым холостяком. Он всюду возил с собой небольшую копию с этого портрета. В августе 1836 года, в очередной раз, уезжая из Москвы за границу по своим предпринимательским делам, он оставил сам портрет на сохранение своему приятелю, Ивану Васильевичу Киреевскому  (1806-1856), имевшему в Москве свой дом. А дальше события, по свидетельству Соболевского, следовали в таком порядке:
 «Киреевский давал этот портрет чьему-то крепостному маляру, (не знаю имени маляра или имени его хозяина) для добывания барышей копиями с него (сей моляр жил до моего отъезда у С.П. Шевырёва). По возвращению моем из-за границы (где я провел пять лет) оказалось:

1). что Киреевский дом свой продал, а портрет и библиотеку передал другому приятелю, Шевы¬рёву, который  обзавёлся своим домиком;
2). но тут оказалось, что в великолепной рамке был уже не подлинный портрет, а скверная копия с оного, которую я и бросил в окно.
О том, кто дал зевка, Киреевский или Шевырев - следы простыли.

 Между тем подлинник нашелся у князя Оболенского, который купил его за 50 рублей у Бардина, известного плута и мошенника. Осталась у меня только уменьшенная копия, сделанная для меня Авдотьей Петровной Елагиной ,  для того, чтобы иметь возможность возить оную с собою за границей».

 Как же в дальнейшем  тропининский портрет А.С.Пушкина из коллекции князя Оболенского оказался в Царскосельском музее? Сведения об этом отсутствуют.

 В связи с рассматриваемой темой интересно затронуть взаимоотношения А.С. Пушкина с другой знаменитостью современной ему русской культуры - художником Карлом Павловичем Брюлловым (1799-1852). Их личная встреча и знакомство состоялись в начале мая 1836 года, когда К.П.Брюллов после длительного пребывания за границей вернулся в Россию с небывалым триумфом по поводу своей замечательной картины «Последний день Помпеи». Вскоре их знакомство переросло в тесную, преданную дружбу двух гениев российского искусства.

 Следует упомянуть при этом о похожести творческих судеб этих людей в гнетущих условиях царского самодержавия. Различие здесь состояло лишь в возможности выезда К.П. Брюллова за границу. Пушкин же такой возможности никогда не имел. У него, как и у Брюллова, Николай-I был личным цензором.

Возникает вопрос: почему же знаменитый художник Карл Брюллов, будучи в приятельских отношениях с Пушкиным, и хорошо понимая значение поэта для отечественной и мировой культуры, не оставил для истории портрета его собственноручного? Причину этого старались найти многие - современники этих великих людей, их биографы, исследователи их творчества в дальнейшем. Представим некоторые объяснения:

Ученик К.П. Брюллова - Аполлон Николаевич Мокрицкий (1811-1871) рассказывал:
 «25 января 1837 года, т.е. за 4 дня до гибели поэта, в мастерской Карла Павловича были Пушкин и Жуковский, которые с интересом рассматривали акварельные рисунки художника («Великого Карла»). Особенно восхитил их рисунок «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне», и восхищение их выразилось криком и смехом. Пушкин не мог расстаться с этим прелестным, забавным рисунком, хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище.
Брюллов, уверяя его, что рисунок этот он не может отдать, т.к. тот уже принадлежит княгине Салтыковой, обещал нарисовать ему другой. Однако Пушкин был безутешен. Он с рисунком в руках стал перед Брюлловым на колени и начал умолять его: «Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня, отдай мне этот!» Не отдал Брюллов рисунка, а обещал нарисовать другой».
 «Я, глядя на эту сцену, рассказывал Мокрицкий, - не думал, что Брюллов откажет Пушкину. Такие люди, казалось мне, не становятся на колени перед равными себе».

 Однако, другой ученик и биограф Карла Брюл¬лова - Михаил Иванович Железнов (1825-1891) говорил об этом случае так: "Брюллов не отдал Пушкину рисунка. Но обещал нарисовать с него портрет и назначил время для сеанса. На беду, роковая дуэль Пушкина состоялась днем раньше".
И далее М.И. Железнов объясняет, что «коленопреклонение Пушкина перед Брюлловым - это просто веселая и трогательная дружеская сценка. Что Пушкин, выпрашивающий на коленях рисунок друга - живописца, лишь выказывает высоту духа и души, свою непосредственность и порывистость.

 Характерно, что знаменитый украинский поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861), чья судьба была тесно и счастливо связана с именем К.П.Брюллова, дает другую версию о несостоявшемся брюлловском портрете Пушкина. В своей, отчасти автобиографической повести «Художник», он рассказывает:
 «За чаем Карл Павлович прочитал «Анджело» Пушкина и рассказал, как покойный Александр Сергеевич просил его написать с его жены портрет, и как он бесцеремонно отказал ему, потому что его жена косая . Он предлагал Пушкину с самого его написать портрет, но Пушкин отплатил ему тем же, т.е. отказался. Вскоре после этого поэт умер и оставил нас без портрета. Кипренский изобразил его каким-то денди , а не поэтом».
 
 Интересно, что брат К.П.Брюллова- архитектор и художник Александр Павлович Брюллов (1788-1877) в 1832 году написал акварельный портрет Натальи Николавны Пушкиной, который донес до нас образ этой необыкновенной женщины на первом году ее замужества.
А.П.Брюллов - также и автор рисунка, где Пушкин был изображен им еще при жизни. История этого рисунка такова. Петербургский книгоиздатель и книгопродавец Александр Филиппович Смирдин (1795-1857), перенеся свой книжный магазин от Синего моста на Невский проспект,  19 февраля 1832 года пригласил на новоселье всех русских литераторов, находившихся тогда в столице. В просторной зале для чтения, стены которой были уставлены книгами, накрыли  богатый стол почти на сто человек. Во главе стола, среди патриархов отечественной литературы И.А. Крылова (1769-1844), В.А. Жуковского и других был и А.С. Пушкин, за здоровье которого также провозгласили тост.

Переезд своего богатейшего книжного магазина «из подвалов в чертоги » Смирдин ознаменовал не только богатым застольем, но и выпуском литературного альманаха «Новоселье», в котором приняли участие все его гости. Виньетка первой страницы обложки первого тома альманаха, вышедшего в 1833 году, была сделана по рисунку А.П. Брюллова. На ней-то и был изображен Пушкин во время застолья рядом с Жуковским, Крыловым, Вяземским, Гоголем и со своими литературными противниками - Ф.В. Булгариным (1789-1859), Д.И. Хвостовым (1756-1835), Н.И. Гречем (1787-1867) и другими.

 Образ Пушкина был всегда необычно притягателен для художников всех рангов и времен. Велико число обращающихся к нему и в наши дни, однако, для нас более ценны своей правдивостью те рисунки и полотна, которые были созданы при жизни поэта, его очевидцами, или по рассказам его современников, т.е. в пределах XIX века. Из них следует упомянуть:


Гравюра на меди  Е.Гейтман
«А.С.Пушкин в юности»
 
1).  Гравюру художника Е. Гейтмана «А.С. Пушкин в юности», изготовленную в 1822 году. Она сопровождала первое издание поэмы «Кавказский пленник».
На ней представлен грудной портрет курчавого юноши Александра Пушкина, который в задумчивости сидит, подперев щеку своей правой рукой. На всех более поздних рисунках и картинах Пушкин изображен с богатыми  курчавыми бакенбардами.
2). Акварель художника П.Ф.Соколова (1791-1848) «А.С.Пушкин», написанную в 1830 году.
 

П.Ф.Соколов "Портрет Пушкина" 1830 г.
Бумага, акварель

Поэт здесь изображен сидящим, со скрещенными на груди руками. Взгляд его спокоен и направлен вправо от зрителя. Сзади, как фон, - красивая резная, высокая спинка кресла.
 Этот портрет, выполненный акварелью на бристольском картоне, размером 22 см на 18,3 см, хранится сейчас во Всероссийском музее А.С. Пушкина в городе Пушкин Ленинградской области.
Характерно, что фотограф императорского двора Левицкий по поводу этого рисунка сказал следующее: "Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо, тем более, что оно невольно запечатлевалось в памяти каждого, кто его встречал... Когда мне впервые была показана акварель П.Ф.Соколова, я сразу сказал: это единственный настоящий Пушкин".

3). Картину художника Г.Г. Чернецова. «Парад на Марсовом поле».
Фрагмент ее изображает во весь рост группу петербургских писателей: И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и Н.И. Гнедича (1784-1833) как зрителей военного парада.
На подготовительном к картине эскизе рукой художника написано: «Александр Сергеевич Пушкин, рисован с натуры, 1832год, апреля 15. Ростом 2 арш ., 5в., с половиной»), (т.е. примерно 166 см.).


"Парад на Марсовом поле" (фрагмент)

4). "А.С. Пушкин" - портрет работы И.Л. Линева, 1836-1837 годы. Это грудное изображение поэта на темном фоне. Голова и взгляд его повернуты влево от зрителя. Заметны по-лысение его курчавой шевелюры со лба и грустное выражение постаревшего лица поэта.


И.Л. Линев. "Портрет Пушкина".  1836-37 г.г.
Холст, масло.

5).  Известен также рисунок художника Г.Г. Чернецова «Пушкин в Бахчисарайском дворце», относящийся к 1837году. Поэт изображен здесь в задумчивости стоящим у высокой колонны, в тени одного из арочных сводов внутри старинного дворца крымского хана в Бахчисарае. Он - одиночный посетитель.
На нем дорожный костюм и высокая шляпа - цилиндр. За спиной поэта освещенный солнцем открытый внутренний дворик дворца, где, видимо, и находился таинственный фонтан, свидетель разыгравшейся здесь трагедии прошлых лет.

6). Портрет работы художника К.Мазера «А.С.Пушкин», написанный в 1839году, т.е. после гибели поэта и по памяти. Пушкин изображен здесь в домашней обстановке, сидящим на диване у края  стола. На его коленях раскрытая книга. Пушкин одет в теплый стеганный клетчатый халат и белую рубашку с большим распахнутым воротником. Задумчивый взгляд направлен вправо от зрителя. Заметно полысение его головы со лба и соединение бакенбардов под подбородком.

7).  К 1875году относятся два полотна. Одно из них - портрет А.С.Пушкина работы художника и  скульптора А.М. Опекушина, который как бы предваряет изображение головы поэта на будущем его памятнике на Тверском бульваре Москвы. 


Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина).
Художник Н.Н. Ге  1875 г.

Второе полотно - картина художника Николая Николаевича Ге (1831-1894) - « Пушкин и Пущин в селе Михайловском».
Здесь поэт изображен стоящим у стола и читающим свои стихи Пущину, который сидит перед ним в кресле. Внимательно слушает его и няня, Арина Родионовна, ко¬торая сидит в этой гостиной с рукоделием на коленях

8). К 1885году относится появление картины художника А.А.Наумова (1840-1895) - «Дуэль Пушкина с Дантесом».
 


 Здесь представлен лишь печальный итог этого рокового поединка чести. На заснеженном поле у Черной речки в сгущающихся сумерках секунданты дуэлянтов Константин Карлович Данзас (1801-1870) и маркиз д’Аршиак ведут, поддерживая под руки тяжелораненого Пушкина. На  снегу брошены шубы и плащи, обозначающие дуэльный барьер, и брошенный пистолет, а также жерди разобранной изгороди. Испуганный случившимся ямщик сдерживает под узцы пару лошадей, запряженных в санки. Данзас и Пушкин гневно смотрят вслед удаляющемуся от них Дантесу.
9).  В 1887 году художники Илья Ефимович Репин (1844-1930) и Иван Константинович Айвазовский (1917-1900) написали картину, названную ими «Прощай, свободная стихия!»- по первой строке известного стихотворения Пушкина «К морю».
 

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин.
 "Прощание Пушкина с морем."
("Прощай, свободная стихия...").

Поэт представлен здесь стоящим на высоком скалистом берегу моря, волны которого разбиваются, пенясь у его ног. Пушкин в дорожном костюме, с непокрытой головой. В правой руке он держит свою шляпу, прощаясь с морем, словно с живым существом.
Полотно это - итог совместной работы двух великих русских художников, при которой Айвазовский как непревзойденный певец моря замечательно передал могучий нрав этой свободной и грозной стихии. И.Е.Репин мастерски изобразил грустную фигуру Пушкина, который прощается с морем.
10).Известна также картина, написанная И.Е.Репиным в 1888году, «Пушкин на экзамене в Лицее».


"Пушкин в Царском Селе",
картина Ильи Репина, 1888.
 
Здесь изображен момент переводного экзамена по русской словесности в 1815году. 16-летний Пушкин стоит в актовом зале лицея, перед большим столом экзаменаторов и читает свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Его торжественная и стремительная поза, парадный мундир лицеиста, поднятая вверх в ходе декламации правая рука свидетельствуют о важности момента. В центре стола виден старик - поэт Г.Р.Державин в своем расшитом мундире царедворца. Он привстал над своим креслом и столом, приложил ладонь к уху и напряженно, в восторге, вслушивается в декламацию лицеиста. За спиной Пушкина - многочисленные гости и участники публичного экзамена.


В.А. Серов.
"Пушкин в парке".

11). В год 100-летия со дня рождения поэта (1899г.)  художник Валентин Александрович Серов (1865-1911) написал  картину «Пушкин в парке».
Поэт представлен здесь одиноко сидящим на садовой скамейке. За ее высокой решетчатой спинкой видны стволы деревьев и сельские дали.
12). Архив Пушкина донес до нас и многочисленные его рисунки-автопортреты, изображающие его голову в профиль Они в разное время появлялись на полях черновиков рукописей Пушкина как результат его творческих раздумий


Автопортрет (в круге).
1817-1818 гг.


Автопортрет
1824 г.


Автопортрет 1827г.
   
Автопортрет в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г.

Наиболее полные рисунки характерных «пушкинских профилей» относятся к 1829-1832 годам.
Несомненно, что приведенный здесь перечень картин и рисунков, оставшихся нам на память о живом Пушкине, далеко не исчерпывает их количество и многообразие даже применительно к XIX веку. Здесь могли быть названы только самые известные и характерные из них. Образ великого поэта своей неповторимой яркостью и значительностью всегда был и будет притягателен для наших художников.
Однако нельзя не упомянуть еще и скорбные карандашные рисунки художников Бореля и Мокрицкого «Пушкин в гробу», а также портрет Пушкина, написанный Э.Жуковской с посмертной маски поэта.



Мои сайты
Вход
АУДИО









| гр." СТРАННИКИ" |
Электроника
...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Плагины, сниппеты и пользовательские скрипты на jquery