RSS Регистрация Главная

Летопись творчества

При знакомстве с богатством творческого наследия Пушкина, за столь короткий срок своей жизни ставшего гордостью отечественной и мировой литературы. Целесообразно рассматривать эволюцию его мастерства по сложившимся возрастно-биографическим периодам. Так можно легко убедиться в том, что каждый такой период жизни поэта - это своеобразная ступень творческого роста, развития вширь и вглубь его разностороннего литературного таланта до степени полной гениальности мастера.


Период детства
(июнь 1799 - октябрь 1811 годов).
 
Первые года детства будущего поэта (до поступления его в лицей) прошли в Москве, в доме родителей, во взрослой среде известных московских литераторов. Он воспитывался в семье, где четверо Пушкиных: его отец Сергей Львович, дядя - Василий Львович и их родственники - Алексей Михайлович (умер в 1825 году) и Александр Юрьевич (1777-1857) - были поэтами. Семья эта была тогда одной из образованнейших в Москве и владела прекрасной, в основном, французской библиотекой, она была, по сути, литературной семьей.

Родители, по воспоминаниям старшей сестры поэта Ольги Сергеевны (1797-1868), в замужестве Павлищевой, горячо поощряли и развивали в своих детях страсть к чтению. В доме Пушкиных чтение и декламации буквально не умолкали.
Частыми гостями Пушкиных-родителей были литературные знаменитости России тех лет: Николай Михайлович Карамзин, Иван Иванович Дмитриев (1760-1837), Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков.
Книги, литературные беседы гостей, природная любознательность, пылкое воображе¬ние и впечатления детства стали благодатной почвой для первых самостоятельных творческих попыток будущего поэта. По воспоминаниям его младшего брата- Льва Сергеевича (1805-1852), «страсть к поэзии проявилась в нем (в Александре) с первыми понятиями». Уже в раннем детстве, на восьмом году возраста, умея читать и писать, он, удивляя взрослых, сочинил на французском языке не¬мало сти¬хов, басен, эпиграмм на своих учителей и даже маленьких комедий.

К сожалению, ничего рукописного из периода детства Пушкина не сохранилось, тем более - русских стихов, потому что он ничего из них не писал тогда по-русски. Так говорила его сестра Ольга Сергеевна Павлищева в своих «Воспоминаниях о детстве А.С.Пушкина». В 1821 году сам поэт так написал об этом периоде детства в стихотворении «Муза»:
 
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу   мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских  пастухов.
С утра до вечера в немой тиши дубрав
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Несмотря на то, что всё формальное образование Пушкина в детстве было только иностранным, он в то же время научился русскому языку.

Его бабушка (по матери) Мария Алексеевна Ганнибал (в девичестве Пушкина) в подмосковном имении Захарово, куда ребенка привозили на лето из Москвы, научила его читать и писать по-русски.
Выросшая в глуши России, дочь Тамбовского воеводы, Мария Алексеевна была женщиной старинного воспитания, чуждой иноземным обычаям. Она отличалась здравым, простым образом мыслей, отлично писала по-русски. Русским слогом ее писем лицеисту Пушкину впоследствии восхищался его друг Антон Дельвиг. Бабушка много рассказывала ребенку Пушкину про старину, и в его памяти сохранилось много семейных преданий, которыми он дорожил в зрелом возрасте.

Нельзя не сказать и о благотворном русском народном влиянии на ребенка и его любимой няни, Арины Родионовны Яковлевой (1758-1828), которая во многом сформировала детские впечатления будущего поэта. Эта неграмотная, но мудрая женщина первая пела ему русские песни, рассказывала русские народные сказки. Няня хранила в памяти предания эпохи Бориса Годунова (1551-1605), помнила прадеда ребенка, - знаменитого Абрама Петровича Ганнибала (1697-1781) и, главное, - стала для будущего поэта олицетворением народной души, богатым источником знаний русского фольклора.

***
 


Лицейский период
время отрочества поэта
(октябрь 1811 - июнь1817 годов).
 
За эти неполные шесть лет воспитанник Царскосельского лицея Пушкин написал около 120 стихов, разнообразных по своим размерам, жанрам, мотивам. Две задуманные им в лицее поэмы «Монах» (1813г.) и «Бова» (1814г.) остались незаконченными.

Этот период был временем первой журнальной публикации стихотворения Пушкина, т.е. официальным признанием его литературного творчества и первым проявлением в нем гражданской темы. Такова счастливая судьба его стихотворения «К другу стихотворцу», опубликованного в Петербургском журнале «Вестник Европы», в 1814 году.
Лицейский период был характерен также написанием и публикацией первого политического стихотворения подростка Пушкина, который назвал его «Лицинию » (1815г.). Оно прозвучало уже как деклара¬ция юного поэта («я рабство ненавижу», «кипит в груди свобода» и т.п.).

Наиболее значительны из написанных Пушкиным-лицеистом стихотворений, кроме указанных выше:
«Воспоминания в Царском Селе» (1814г.).  Это стихотворение было прочитано им на переводном экзамене в лицее и восхитило приглашенного туда Г.Р. Державина;
 «Городок», «Роза», «Наполеон на Эльбе», «Мечтатель» (1815г.);
 «Сон», «Желание», «Друзьям», «Фавн и пастушка», «К Жуковскому» (1816 г.).
В лицее же Пушкин начал работать над своей романтической поэмой «Руслан и Людмила».
О своем лицейском периоде творчества поэт так вспоминает в главе VIII романа в стихах «Евгений Онегин»:

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея ,
А Цецерона  не читал,

В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

***
 

Послелицейский петербургский период
- время его юности
(июнь 1817 - май 1820 годов).
 
Эти три года составили в его жизни период наиболее мятежный, вольнолюбивый, «политизированный».
Самыми значительными произведениями юного Пушкина в этот период были:

-ода «Вольность», стихотворения «Безверие», «Прощанье», «Элегия», «Князю А.М.Горчакову»  (1817г.);
-стихотворения «К Чаадаеву», «Торжество Вакха», «К портрету Жуковского», «Жуковскому», «Кривцову» (1818г.);
-стихотворения «Деревня», «Русалка», «Дорида», «Всеволожскому», «Возрождение» (1819г.);
-стихотворения «Мне бой знаком», «Ты и я», «Элегия»(1820г.).

К послелицейскому периоду относятся также множество сатирических эпиграмм и стихотворных записей в альбомы друзей и знакомых поэта.

Поэма «Руслан и Людмила», законченная в этот период (26 марта 1820 года), дала повод В.А. Жуковскому подарить юному Пушкину свой портрет (написан О.А. Кипренским) и написать на нем: «Победителю ученику от побежденного учителя...». Автор поэмы находился уже в пути из Петербурга в свою южную ссылку, когда он узнал о выходе поэмы из печати.
Мятежные строки стихов этого периода стали причиной изгнания их автора из столицы царем Александром-I.
Среди них:
 
Питомцы ветреной Судьбы!
Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
                      (Ода «Вольность»)

***
 

Период южной ссылки
Ссылка в Екатеринослав (Днепропетровск),
 Кишинев и Одессу, пребывание его на Украине,
в Бесарабии, на Кавказе и в Крыму
(май 1820 - июль 1824 годов).

Это время молодости поэта и расцвета романтизма в его творчестве.
"Южный" период творческой жизни Пушкина дал ему богатый потенциал поэтических впечатлений. Наблюдательный и впечатлительный поэт воспринял всю экзотику, роскошь и разнообразие новых для него картин природы, событий, людей. Кавказ, Крым, Черное море, украинские степи воспитали в нем чувство любви к природе, понимание ее величия, красоты и огромной силы. Кроме того, жизнь на юге, встречи и знакомства с огромным числом людей, развернули перед ним во всей пестроте и разнообразии мир людских отношений и связей, поступков и чувств. Здесь он приобрел так необходимое писателю познание человеческого сердца, поэтому «южные» произведения Пушкина более глубоки по содержанию, чем прежние.

Созданные здесь поэмы впоследствии прочно утвердили известность Пушкина и его славу первого русского поэта. Важное место в них заняли темы мятежной воли.  Поэмы эти отмечены глубиной решения проблем свободы, любви, личности, нравственности, счастья человека. Вот их перечень:

-поэма «Кавказский пленник» (1820-1821годы);
-поэма «Братья-разбойники» (1821-1822годы);
-поэма «Гавриилиада» (1821 год);
-поэма «Бахчисарайский фонтан» (1823год);
-начало работы над поэмой «Цыганы», последним его романтическим произведением (1824год).

Наиболее значительными стихотворениями этого периода можно считать:
-«Черная шаль», «Погасло дневное светило», «Радеет облаков летучая гряда»(1820 год);
-«Кинжал», «Наполеон», «Чаадаеву», «Овидию», «К моей чернильнице»(1821 год);
-«Песнь о вещем Олеге», «Узник», «Послание цензору» (1822 год);
-«Демон», «Свободы сеятель пустынный», «Телега жизни», «Мое беспечное незнанье» (1823 год);
-«Зачем ты послан был...», «К морю», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Недвижный страж дремал на царственном пороге...» (1824 год).

Южная ссылка была характерна началом работы А.С.Пушкина над романом в стихах «Евгений Онегин», ставшем, по словам В.Г.Белинского (1811-1848), «энциклопедией русской жизни» - столичной, усадебной, деревенской и т.п. На юге были написаны первые две главы «Евгения Онегина», а в дальнейшем, дополняя этот роман главой «Путешествия Онегина», поэт со знанием дела использует знакомые ему образы и картины Кавказа, Крыма, Одессы, как например:

Он видит: Терек разъяренный
Трясет и точит берега,
Над ним с чела скалы нагбенной
Висит олень склонив рога;
Обвалы сыплются и блещут;
Вдоль скал прямых потоки хлещут.
Меж гор, меж двух высоких стен
Идет ущелие: стеснен
Опасный путь все уже, уже;
Вверху чуть видны небеса;
Природы мрачная краса
Везде являет дикость ту же.
Хвала тебе, седой Кавказ,
Онегин тронут первый раз.

Во время оное былое!..
В те дни ты знал меня, Кавказ,
В свое святилище глухое
Ты призывал меня не раз.
В тебя влюблен я был безумно.
 Меня приветствовал ты шумно
Могучим гласом бурь своих.
Я слышал рев ручьев твоих,
И снеговых обвалов грохот,
И клик орлов, и пенье дев,
И Терека свирепый рев,
И эха дальнозвучный хохот,
И зрел я, слабый твой певец,
Казбека царственный венец.

***


Ссылка в село Михайловское
Период увольнения от службы
и ссылки в село Михайловское;
период молодости поэта
(август 1824- сентябрь 1826 годов)

 Произведения, созданные за два года этой северной ссылки, характерны стремлением поэта к их историзму и народности, реалистической передаче многообразия человеческих переживаний, к раскрытию жизненной сложности человеческих характеров.

В этот период Пушкин разнообразит свое творчество крупным драматическим произведением. В Михайловском им была создана историческая драма «Борис Годунов», обозначившая его окончательный переход на позицию реализма.
Здесь же Пушкин продолжил работу над «Евгением Онегиным» и написал четыре его последующие главы (с III по IV). В Михайловском им была закончена и в 1825 году частично опубликована поэма «Цыганы». В этом же году была написана поэма «Граф Нулин» с сюжетом из провинциальной жизни.
Из наиболее значительных, созданных А.С. Пушкиным в Михайловской ссылке, следует назвать стихотворения:

-«Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану», «Второе послание цензору» (1824 год);
-«Андрей Шенье», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Вакхическая песня», «19 октября», «Жених», «Зимний вечер», «Сцена из Фауста», «Наброски к замыслу о Фаусте», «С португальского», «П.А.Осиповой» (1825 год);
«Песни о Степане Разине», «Под небом голубым страны своей родной...», «Признание», «К Языкову», «Из Аристова «Неистового Роланда», «Пророк» (1826).
Два года, проведенные в Михайловском, навсегда остались в памяти Пушкина не только по тем событиям, которые произошли здесь в его жизни. Он навсегда сроднился с этим прекрасным уголком русской природы.

Описывая «Путешествия Онегина» и вспомнив по¬сещение поэтом Н.М. .Языковым Михайловского и Тригорского, Пушкин пишет:

...Вдали, один, среди людей
Воображать я вечно буду
Вас, тени прибережных ив,
Вас, мир и сон тригорских нив.
И берег Сороти  отлогий,
И полосатые холмы,
И в роще скрытые дороги,
И дом, где пировали мы-
Приют, сияньем муз одетый,
Младым Языковым воспетый,
Когда из капища  наук
Являлся он в наш сельский круг
И нимфу Сороти прославил
И огласил поля кругом
Очаровательным стихом;
Но там и я свой след оставил,
Там, ветру в дар, на темну ель
Повесил звонкую свирель.

В замечательных описаниях картин времен года и, особенно любимой Пушкиным осени, также ясно угадываются виды Псковского края и ставшего поэту в те годы родным, - села Михайловского и его окрестностей.

***


Период после Михайловской ссылки
(«последекабристский»)
и поездки на Кавказ
(сентябрь 1826- лето 1830 годов)
– период зрелости поэта
 
Начало этого сложного периода в жизни Пушкина характерно попыткой поэта добиться политического компромисса с властью, верой в реальность предстоящих реформ нового царя (Николая-I), верой в возможность сохранения независимости своих суждений после освобождения из ссылки. Однако в дальнейшем он с горечью убеждается в несостоятельности своих надежд. В творчестве поэта нарастает ощущение его социального одиночества и протеста атмосфере преследований и всеохватывающего контроля в условиях реакционной власти.

Конец «последекабристского» периода его жизни был снова характерен оживлением прежних надежд поэта на возможность в России реформ «сверху» и тщетными его попытками открыто повлиять на судьбу общественного развития родной страны.
Свое отношение к декабризму и репрессированным участникам этого движения поэт мог, к сожалению, открыто выражать только в форме иносказаний и намеков.
По предложению Николая-I, вернувшего его из ссылки, Пушкин в ноябре 1826 года написал записку «О народном воспитании», однако она была отвергнута царем.

Летом 1827 года, будучи в Михайловском, Пушкин начинает работу над историческим рома¬ном эпохи Петра-I, который не был закончен. В дальнейшем он стал публиковаться под не принад¬лежавшем автору названием - «Арап Петра Великого».
В конце 1829 года Пушкин приступил к другому произведению в прозе на тему современной ему жизни «Роман в письмах». Одновременно он работал еще над одним произведением о светском обществе той же эпохи «Гости съезжались на дачу...».

В 1830 году Пушкин написал заметки «О народной драме» и ряд литературно-критических статей.
«Последекабристский» период творческой биографии поэта характерен также созданием двух поэм:
«Полтава» (написана всего за три недели 1828 года);
«Тазит» (1829 год)- на темы жизни кавказских горцев.

Из других произведений, созданных Пушкиным в этот период, наиболее значительны:
«Стансы», «Зимняя дорога», «Няне», «Мордви¬нову», «Каков я прежде был, таков и ныне я...», «Из письма Соболевскому» (1826 год);
«Нет, я не льстец...», «Во глубине сибирских руд...» («Послание декабристам»), «Арион», «Поэт», «Послание Дельвигу», «Талисман» (1827 год);
«Друзьям», «Дар напрасный, дар случайный...», «Не пой , красавица, при мне...», «Утопленник», «Анчар», «Поэт и толпа» (1828 год);
«Подъезжая под Ижоры...», «На холмах Грузии...», «Зима. Что делать нам в деревне?..», «Зимнее утро», «Я вас любил...», «Воспоминания в Царском Селе» (Второе стихотворение с таким же названием), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Кавказ», «Обвал» (1829 год);
«Что в имени тебе моём?..», «К вельможе», «Поэту», «Дорожные жалобы», «Для берегов отчизны дальной...» (1830 год).

Наиболее характеризует содержание творчества А.С. Пушкина в этот сложный период его жизни стихотворение «Во глубине сибирских руд», известное нам еще под названием «Послание декабристам»:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
 Придет желанная пора.
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

***



«Болдинская осень»
Отдельным периодом творческой биографии А.С.Пушкина следует считать "Болдинскую осень"
(сентябрь- ноябрь) 1830 года.
 
Произведения этого периода свидетельствуют о том, что Пушкинский талант достиг полного расцвета и зрелости художественного реализма во всех литературных жанрах. Три осенних месяца 1830 года, вынужденно проведенные поэтом в селе Болдино Нижегородской губернии, стали порой завер-шения многих его творческих задумок. Здесь он закончил свой, более чем 7 - летний труд - роман в стихах «Евгений Онегин». (В 1833 году из печати выйдет его первое полное издание).

В Болдинскую осень был создан ряд прозаиче¬ких произведений Пушкина, известных нам по названию «Повести Ивана Ивановича Белкина». Из них - «Барышня-крестьянка» и «Гробовщик» были написаны в сентябре, а «Выстрел», «Метель» и «Станционный смотритель» - в октябре 1830 года. Этими произведениями А.С. Пушкин становится родоначальником русской реалистической новеллы.

В сентябре из-под его пера в Болдино вышла замечательная и поучительная «Сказка о попе и работнике его Балде», а также «Сказка о медведихе». Здесь же был написан ряд литературно-критических набросков и начата повесть «История села Горюхина», которая осталась незаконченной.

В Болдинскую осень были написаны и «Маленькие трагедии», ставшие бессмертными миниатюрными драматическими шедеврами. Среди них - «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери» (октябрь) «Каменный гость» и «Пир во время чумы» (ноябрь 1830 года).
Здесь же была создана поэма «Домик в Коломне», которая с ее упрощенным бытовым сю¬жетом стала ответом Пушкина на консервативную критику его творчества.

Многочисленны и стихотворения периода Болдинской осени. Наиболее значительные из них:
«Бесы», «Элегия», «Герой», «Мадонна» (сентябрь 1830 года);
«Моя родословная», «Румяный критик мой...», «Заклинание» (октябрь 1830 года).

Думается, что лучше всего душевное состояние, а также жизненное и творческое кредо А.С.Пушкина в этот период выражают строки его «болдинской» элегии:

Бездумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой труд уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.


***

Последний период жизни и творчества
(1831-1837 годы, когда он предстает истории, культуре
и будущему в зените своей неповторимой гениальности
и всесторонней мудрости.)
 
B этот, наиболее трудный период его жизни, творчество поэта достигает предельной интенсивности. Пушкин здесь не только гениальный поэт, но и ведущий русский писатель, публицист, мудрый редактор, наставник и воспитатель молодых литераторов, теоретик литературы, философ, историк, психолог, родоначальник русского искусства.

Литературное наследие А.С.Пушкина - прозаика в этом периоде представляют его произведения:
-повести «Путешествие в Арзрум во время похода 1839 года» и «Рославлев» (1831 год);
-повесть «Дубровский» (1832-1833 годы);
-повести «Пиковая дама» и «История Пугачева» (1833год);
-повесть «Путешествие из Москвы в Петербург» (1833-1835; осталась неоконченной);
-повесть «Капитанская дочка» (1833-1835 годы);
-повесть «Кирджали» (1834 год);
-философская повесть «Египетские ночи» (1835год);
-статья «Александр Радищев» (1836 год).

Драматические произведения этого периода:
-драма «Русалка» (1832 год);
-«Сцены из рыцарских времен» (1835 год).

Среди поэтических произведений А.С.Пушкина здесь  его бессмертные:
-«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831 год);
-поэмы «Медный всадник», «Езерский» и «Анджело» (1833 год);
-«Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833 год);
-«Сказка о золотом петушке» (1834 год).

Необычно богата стихотворное наследие А.С. Пушкина в последний период его жизни. Здесь наиболее ценны и значительны его стихотворения:
-«Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Эхо», «Чем чаще празднует лицей...», -«Перед гробницею святой...» (1831 год);
-«Гусар», «Будрыс и его сыновья», «Воевода», «Осень», «Не дай мне бог сойти с ума...» (1832год);
-«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...» и цикл «Песни западных славян», в котором представлены: «Видение короля», «Янко Марнавич», «Битва у Зеницы - Великой», «Федор и Елена», «Влах в Венеции», «Гайдук хризич»,  «Похоронная песня Иакинфа Маглановича», «Марко Якубович», «Бонапарт и Черногорцы», «Соловей», «Песня о Георгии Черном», «Воевода Милош», «Вурдалак», «Сестра и братья», «Яныш королевич», «Конь» (1834год);
-«Полководец», «Туча», «На Испанию родную...», «Странник», «Вновь я посетил...», «Пир Петра Первого», «На выздоровление Лукулла», «Куда владыка ассирийский...»(1835год);
-«Когда за городом, задумчив, я хожу...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Родословная моего героя», «Была пора: наш праздник молодой...», «Из Пиндемонти», «Мирская власть», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836год).

Необычаен диапазон сюжетов и тематик произведений Пушкина. Поражает широта интересов этого человека в познании действительности, философская и психологическая глубина изображения этой действительности, а также историзм и, одновременно, острое чувство современности. Пушкину свойственен живой интерес к людям и искренняя народность, вместе с отточенностью и выразительностью языка в любимом литературном жанре. Всё это - главные черты его богатейшего творческого наследия.

Творческое наследие Пушкина - гордость и слава нашей отечественной культуры. Оно оказало могучее воздействие на лучших ее представителей разных поколений последующей 200-летней истории. Творческое наследие Пушкина всегда притягательно и современно.

В последние месяцы жизни, когда, после похорон матери и заказа места для своей могилы в Святогорском монастыре, мысль о близкой кончине беспрестанно занимала Пушкина, он в тайне от других написал своеобразную поэтическую автобиографию. Ею стало стихотворение «Я памятник себе воздвиг...». Биограф поэта П.И. Бартенев (1829-1912) написал об этом так:

 «В светлые минуты свои Пушкин отличался необыкновенно ясным сознанием своих сил и своего значения. Однако нет сомнения в том, что он никогда бы не решился печатно говорить о памятнике самому себе, как это сделал при жизни в оглашённом духовном завещании своем другой великий наш писатель Гавриил Романович Державин».
К счастию, текст этого стихотворения был обнаружен В.А. Жуковским при посмертном разборе архивных бумаг Пушкина. Поэтому-то оно и было опубликовано уже через 4 года после смерти поэта, в 1841 году, в дополнительном издании его сочинений. Две строфы его текста благодарные потомки высекли на мраморных плитах пьедестала первого и «главного» памятника поэту, установлен¬ного на его родине, - в Москве. Содержание этой величественной и волнующей поэтической автобиографии и завещания, не искаженное цензурой, гласит:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит-
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

По словам Н.Г. Чернышевского, великие заслуги, оказанные Пушкиным русской литературе, и поэтическое достоинства его произведений, действительно, заставляют нас признаться в том, что он имел полное право сказать так и своим современникам, и потомкам.


***


Мои сайты
Вход
АУДИО









| гр." СТРАННИКИ" |
Электроника
...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Плагины, сниппеты и пользовательские скрипты на jquery