на Оглавление
174.
часть б
СОВРЕМЕННИКИ О ЛОКАЛИЗАЦИИ БИАРМИИ
Где же размещают Биармию современные ученые? Их мнения, как и много веков назад, также разделяются на два полюса: сторонников и противников Биармии-Перми.Известная скандинавистка, крупнейший знаток древнескандинавской литературы Елена Александровна Рыдзевская, анализируя текст «Саги о короле Хаконе», безоговорочно определяла Подвинье (или шире: Беломорское побережье) как землю, где обитало «загадочное племя бьармов».
Думаем, по существу рассматриваемого вопроса будет интересно мнение выдающегося чешского археолога-славяноведа и историка Любора Нидерле (1865—1944), автора обширного энциклопедического труда «Славянские древности». Его можно смело отнести к апологетам Биармии — Перми, хотя прямо об этом ученый не заявляет. Представляя древние торговые пути и торговлю славян и русских, Нидерле упомянул Биармию, ее географическое положение: «Рынки Булгарии...служили одновременно главными рынками так называемой Биармии (Biarmaland сканд. саг), земли, известной своей торговлей мехами и дорогими металлами (главным образом серебром) и расположенной на территории, покрытой большой водной сетью,
175.
образуемой реками Вычегдой, Печорой, Камой и Вяткой с центром на Каме и ее притоках».
Вся жизнь известного исследователя и путешественника Владимира Юльевича Визе (1886—1954) была связана с Севером, с изучением полярных морей. Ему удалось участвовать в беспримерной экспедиции Г.Я. Седова, которая, как известно, так и не достигла намеченной цели дойти до Северного полюса Земли. Из-под его пера вышло несколько книг об освоении Арктики, в том числе под названием «Моря Советской Арктики», в которой при описании древнейшего периода истории Севера он рассказал о знаменитом плавании Оттара и кратко остановился на походах викингов в Белое море: «История скандинавов упоминает о двух особенно холодных странах: Кариаландии и Биармии (Великая Пермь). Первая якобы лежала от Финского залива до Белого моря. Вторая — Биармия — граничила с Кириаландией и являлась обширной страной. Она простиралась от Северной Двины и Белого моря до реки Печоры и была защищена на севере холодными морями, а на юге — дремучими лесами. Позже границы Биармии еще более расширились и включили в себя нынешнюю Вологодскую, Кировскую, Пермскую области».
Как видно из текста, Визе был сторонником отождествления Биармии и Перми, однако локализовал первую на обширной территории северо-восточной части Европы.
Позднее у некоторых исследователей постепенно стало снова меняться отношение к устоявшейся и будто бы безупречной версии локализации Биармии, — расположении ее именно в Подвинье. Сомнения выразил в 50-х годах прошлого столетия историк Михаил Иванович Белов (1916—1981). Хорошо известный по своим археологическим экспедициям в «златокипящую» Мангазею на Оби и научным трудам по истории освоения Северного морского пути, этот географ и полярный исследователь
176.
продемонстрировал свое отношение к местоположению Биармии, сделав авторитетное заявление, что Оттар не мог достичь Белого моря и Северной Двины, поскольку его плавание должно было закончиться у берегов Кольской губы. Вероятно, заметное влияние на него оказало изображение Биармии на Кольском полуострове, показанное на картах Олауса Магнуса и Герарда Меркатора, с которыми он познакомился по географической книге В. Кордта.
В комментариях к переводу «Орозия короля Альфреда», включающему, как уже знаем, знаменитое путешествие Оттара в Белое море, исследовательница английских средневековых источников В.И. Матузова попыталась указать то место, куда, по ее мнению, дошел норвежский мореплаватель, и какое географическое положение могла занимать страна биармов. Однако по этому поводу у нее своего мнения так и не сложилось. На помощь она призвала финских историков К. Алениуса и A.M. Талльгрена. Первый, основываясь на том, что на протяжении всего путешествия Оттар «никогда не удалялся от побережья в открытое морское пространство», пришел к выводу, что путешественник «не мог достичь Двины, но, несомненно, приплыл в Кандалакшский залив Белого моря, к какой-то впадающей в него реке, стекающей с горного массива внутренней части Кольского полуострова». Только вот откуда Алениус взял эту реку, стекающую с гор, непонятно. Талльгрен же, анализируя рассказ Оттара, пришел к выводу, что «река, у устья которой закончилось его путешествие... должно быть, где-то на Кольском полуострове; он не пересекал открытое море». В.И. Матузова, не зная, где располагалась Биармия, снова сослалась на Талльгрена, который считал, что «Бьярмия занимала первоначальное неопределенное пространство между Финляндией, Белым морем, Онежским и Ладожским озерами». Однако, опираясь на данные археологии, позднее тот все же попытался
177.
уточнить географическое положение Биармии, утверждая, что эта страна «была заселена карелами (и вепсами?) лесной зоны, обращенной к берегам Ладоги, и, возможно, областью к востоку от Ладожского озера до Вологды»,
Мысль о том, что биармы были карелами или, по крайней мере, их корни следует искать в окрестностях Ладожского озера, для многих финских исследователей была не нова, они придерживались такой точки зрения давно и настойчиво ее пропагандировали. Этот вопрос приобрел для них даже какую-то романтическую окраску, т. к. финны пытались обнаружить в древнескандинавских сагах с известиями о Биармии, по выражению ученого из Финляндии К.Ф. Мейнандера, «отголоски воображаемого величия финно-угорской первобытной эпохи».
Этот историк, указав, что знания о биармах основывались исключительно на исландских сагах, и, находя их достоверными историческими источниками, признавал, что морские походы скандинавов совершались «всегда на север вдоль норвежского побережья и заканчивались в устье реки Северная Двина». Тем не менее, это не помешало Мейнандеру посчитать, что истинная родина биар-мов располагалась не на Белом море. Тогда где же?
При попытке найти таинственную страну биармов финский ученый вспомнил своих предшественников A.M. Талльгрена и норвежского археолога А.В. Броггера, который, по его словам, опираясь только на найденные в Норвегии предметы восточного происхождения, истолковал их как свидетельство норвежских торговых и грабительских походов в Биармию. Что же касается Талльгрена, то тот, как известно, занимался изучением найденных в 1920-е годы археологических находок по всей Арктике, в том числе и на Белом море. А так как они были незначительны, ученый сделал вывод, что население, с которым норвежцы вступали в контакты, иногда посещало
178.
Арктику и саму страну Биармов следует искать в более южных местностях.
По мнению Талльгрена, существовало только две возможности для локализации Биармии, — это была или теперешняя Пермь в верховьях Камы, или Приладожье. Поскольку в Перми не были обнаружены скандинавские находки, которые могли бы быть свидетельством посещения этих мест норвежцами, то Талльгрен заключил, что Биармия должна находиться в Приладожье и, следовательно, как уже упоминалось, биармы были карелами. При этом он имел в виду область юго-восточнее Ладоги и часть Карелии на северном побережье Ладожского озера. Позднее у Талльгрена нашлось много последователей, таких как шведский ученый В.И. Равдоникас (1930-е годы), советские — Л.А. Голубева (1962), СИ. Кочкуркина (1973), В.И. Матузова (1979) и другие, хотя они называли население Приладожья то вепсами или весью, то водью.
Под влиянием Талльгрена Мейнандер сделал неожиданный вывод, что Биармия по названным причинам не могла располагаться на берегах Северной Двины. Он указал на так называемые «пермские» предметы, обнаруженные в Финляндии и северной Скандинавии, и, ссылаясь на них, финский историк полагал, что эти находки не все относятся к самой Перми, т. е. к бассейну нижней и средней Камы, а происходят и из среднего Поволжья. Раньше считалось, что найденные женские пояса, относящиеся ко времени около 700 г., завозились домой самими финскими купцами. Однако, по мнению ученого, более правдоподобным является противоположное мнение, а именно что доставило их сюда население, якобы пришедшее с востока. Более того, в Финляндии были найдены металлические фибулы или подвески — украшения для женщин, произведенные, по мнению ученых, в VIII веке в древних мастерских Центральной России.
179.
Примечательней всех были находки, обнаруженные в курганах VIII—IX вв. на Аландских островах, которые в то время были густо заселены. Речь идет о глиняных лапах, оказавшихся в могильниках еще до времен «эпохи викингов». Изготовленные из глины, затем обожженные на огне, размером не больше человеческой руки, эти странные изделия представляли собой изображение лап медведя. По утверждению Мейнандера, в Финляндии, Восточной Прибалтике и Карелии они абсолютно неизвестны, а в Швеции найдена только одна такая «лапа».
Как известно, в могильниках Ярославского Поволжья археологами было найдено огромное количество идентичных глиняных лап медведя. Бронзовые украшения — фибулы, обнаруженные в скандинавских странах, оказывается, изготовлялись не только в Прикамье, но и в Ярославской области. Поэтому Мейнандер сделал вывод, что где-то на средней Волге находилась местность, откуда в течение столетий в период раннего Средневековья активно поддерживались контакты с населением северо-западных территорий. Группы торговых людей, или коробейников, якобы приходили с Волги в Южную Финляндию и в Лапландию, принося с собой указанный товар, и производили обмен на пушнину.
Далее ученый приводит непонятно откуда взятое сопоставление. Будто бы в финском языке имеется «специальное слово» для обозначения этих коробейников, бродячих торговцев, а именно «перми» (permi), что фонетически, по его мнению(?), хорошо соответствует скандинавскому слову «биарм» (bjarm). Очень смелое утверждение, вернее сопоставление, при этом он еще умудрился упрекнуть «кареловедов» за то, что незнание этого удивительного сравнения помешало их «правильному пониманию вопроса о биармах».
180.
В заключение Мейнандер приходит к суждению, что центральный район страны биармов находился на территории теперешнего Ярославля, откуда жители Биармии совершали дальние путешествия к побережью Ледовитого океана и в северную Скандинавию. Рискованное заявление, хотя доля правды в нем есть. Главная ошибка ученого заключалась, на наш взгляд, в том, что Ярославль никогда не был главным «центральным» местом Биармии. Такого же мнения придерживалась исследователь древностей карельского народа СИ. Кочкуркина (1986).
Она полагала, что приведенные Мейнандером сведения о найденных на севере Финляндии «пермских предметах» не подтверждают связи Ярославля с побережьем Ледовитого океана. Аналогии зооморфным украшениям можно найти значительно ближе — в юго-восточном Приладожье.
В 80-х годах прошлого столетия другой финский историк, X. Киркинен, отстаивал традиционный взгляд на Биармию, страну не локальную, а представляющую собой обширную территорию в североевропейской части России. Он считал, что все известные источники позволяют заключить, что «Биармия располагалась и в устье Северной ДвинЫу и на южном побережье Кольского полуострова, главным образом в низовьях рек Умбы и Варзуги, а также на территории важнейших погостов Прионежья».
В тех же 80-х годах советская исследовательница древнескандинавских географических сочинений Е.А. Мельникова подвергла резкой критике попытку К. Мейнандера приурочить Биармию к Ярославскому Поволжью, посчитав аргументы финского ученого не убедительными, т. к., по ее мнению, в Скандинавии известны предметы, причем не в малом количестве, имеющие свое происхождение из бассейна Камы, из Карелии и других областей европейского северо-востока. Мельникова про-
181.
сила обратить серьезное внимание еще на один аспект — историко-географический, — который, по ее мнению, необходимо учитывать при решении вопроса о Биармии. Исследование внескандинавской топонимики в древнескандинавских источниках, как считала она, показывают, что далеко не все топонимы местного происхождения были однозначны или сохраняли строго фиксированное значение на всем протяжении своего существования, например, такой как Хольмгард (Holmgardr). И особенно подвижны были, по ее мнению, топонимы скандинавского происхождения, служащие для обозначения земель на краю скандинавской ойкумены, земель, посещавшихся скандинавами очень редко и представления о которых поэтому были особенно нечетки и неопределенны. И в первую очередь, к этой категории она относила хороним Bjarmaland.
Е.А. Мельникова полагала, что доказательством этому служит неустойчивость его локализации в тех источниках, которые содержат достаточно данных, и общее неопределенное отнесение его к северо-востоку Европы в остальных. Поэтому можно предположить, что название Биармаланд в представлениях древних скандинавов было связано не с ограниченной, четко очерченной территорией, а с обширным регионом, «куда скандинавы попадали преимущественно морским путем, огибая Скандинавию с севера, в первую очередь с той ее частью, которую заселяли финно-язычные народы», заключила она.
Е.А. Мельникова, наверное, одна из первых подметила одну особенность топонима — его широкое и расплывчатое значение, имеющее тенденцию к постепенному смещению на запад в XIII—XV вв. Так, в период интенсивных связей скандинавов с севером Восточной Европы, в X— XI вв., когда походы в Биармию были наиболее часты, хороним имел максимально широкое значение. Источники,
182.
отражающие географическую традицию конца эпохи викингов, характеризуют Биармию как крайнюю северо-восточную область Европы. Однако по мере сокращения числа поездок на северо-восток, ослабления связей с этими территориями, постепенно осваиваемыми новгородцами и суздальцами, хороним приурочивается, подметила исследовательница, уже «ко все более западным территориям». В конце концов, заключает она, на картах XV—XVI вв. Биармия появляется исключительно на Кольском полуострове.
Современные исследователи древнескандинавской письменности Т.Н. Джаксон и Г.В. Глазырина сделали очередную попытку локализовать Биармию. По их мнению, Бъярмаланд (Bjarmaland) — топоним, не поддающийся однозначному толкованию. По данным всех древнескандинавских источников, им обозначаются обширные территории севера Европейской части России, однако каждый источник говорит о своей Биармии, в более узком значении. Отсюда и множественность точек зрения в историографии. Эти ученые, проведя в конце 80-х годов анализ указанных источников, сделали заключение, что в «данном контексте» Bjarmaland означает Подвинье, но включает в себя не только низовья Северной Двины, но и те районы Заволочья, куда проникала ростовско-суздальская дань».
Спустя несколько лет, уже в середине 90-х годов, Г.В. Глазырина уточнила свою точку зрения о местоположении Биармии. Еще раз тщательным образом проанализировав сообщение норвежского путешественника Оттара, и почти разгадав секрет упоминания пресловутой «большой реки», исследовательница неожиданно сделала вывод, что отважный мореплаватель никогда не пересекал горла Белого моря. По-видимому, посчитала Г.В. Глазырина, «Оттар остановился где-то на Терском берегу, возможно, в самой узкой части Горла напротив мыса Воронов, где он
183.
и обнаружил заселенную биармами землю». Таким образом, заключила она, земля биармов Оттара может быть локализована на южной оконечности Кольского полуострова — на Терском берегу Белого моря. Но это не значит, далее поправилась уважаемая исследовательница, что Биармия находилась на Кольском полуострове, просто сюда в летний период прибывали биармы для рыбного промысла и меновой торговли. Во времена Оттара появление здесь в большом количестве населения — биармов — носило временный сезонный характер, а по представлению скандинавов Бъярмаланц находился в Подвинье. Более того, сделав анализ «Саги о Хальвдане», Г.В. Глазырина пришла к выводу об иной локализации Биармии — в Приладожье. Таким образом, по ее мнению, саги описывают два региона — Беломорье и окрестности Ладоги, называя население каждого из этих регионов одним термином — биармы.
Другой известный упомянутый знаток скандинавский саг, Т.Н. Джаксон, к началу XXI столетия также существенно изменила свое мнение о локализации Биармии. Более того, она склонилась к мысли, что существовала не одна, а две Биармии (северная и южная), разделенные Белым морем и его Кандалакшским заливом. По ее мнению, изначально топоним Bjarmaland служил для обозначения всей западной половины Беломорья между реками Онега и Стрельна (или Варзуга) на Терском берегу Кольского полуострова. Видимо, считает она, эту область имеют в виду и договорные грамоты Новгорода с великими князьями в 1264 и 1304—1305 гг., когда называют между Заволонъем (куда входило и нижнее течение Северной Двины) и Тре (Терским берегом, начинающимся к востоку от Варзуги) волость Колопермъ/Голопермъ, во второй части которой (-перемъ) можно усмотреть тот же корень, что и в beormas Оттара и в bjarmar скандинавских источников. К сожалению, уважаемая Т.Н. Джаксон, как и мно-
184.
гие предыдущие исследователи, оказалась жертвой ошибочной трактовки топонима Biarmia, считавших, что он произошел от слова Пермь.
Однако она не исключала того, что «в ряде случаев название Бъярмаланд могло применяться к низовьям Северной Двины». Изначальное «соединение» племен биар-мову считает Джаксон, помещаемых большинством источников на Кольском полуострове и в западном Беломорье (откуда она это взяла?) и реки Вины, нередко выступающей в скальдике в качестве метафорического обозначения реки вообще, было осуществлено, по ее мнению, скальдом Глумом Гейрасоном. Изменение семантики топонима Bjarmaland, по сравнению с рассказом Оттара и другими источниками, могло произойти в королевских сагах и сагах о древних временах, вероятней всего, как следствие соотнесения скальдической реки Вины с реальной рекой Северной Двиной, ставшего возможным, как считала исследовательница, в результате участившихся плаваний скандинавов в Белое море и их знакомства с Северной Двиной. Вот так изящно уважаемому историку удалось все же, в конце концов, опять переместить Биармию с Кольского полуострова в низовья Северной Двины.
Но, самое главное (с чем категорически все время не может согласиться ее главный оппонент, историк и писатель А.Л. Никитин), она справедливо полагала, что саги, как правило, описывают естественный для норвежцев северный морской путь в Биармию, говоря о пути «на север в Финмарк и дальше вплоть до Бьярмаланда», называя в качестве промежуточных точек несколько островов у северо-западного побережья Норвегии и у побережья Финмарка. Обратный путь описывается у них как путь «с севера»-, героям саг приходится плыть по Гандвику; они попадают из Бьярмаланда «назад в Финмарк», а оттуда в Норвегию. Не подлежит сомнению, что Биармия
185.
продолжение