Главная » 2011 Октябрь 28 » История Руси - Гиперборея
12:48 История Руси - Гиперборея |
Кола-Туломаотрывок из книги "История Гипербореи" Две главные реки Кольского полуострова кажутся большинству россиян недосягаемо далекими, а их названия практически нечего не говорят современному человеку. Обе реки, как две своенравные сестры-блезняшки, зародившись в разных частях северного края, затем сливаются сместе перед самым впадением в Кольский залив (фиорд). Именно здесь возник Кольский острог (упомянутый в летописях как поселение с XIIIв ека), ставший форпостом Российской державы на Крайнем Севере (теперешняя столица края - Мурманск - был основан в 1916 году в связи с созданием морского порта и прокладкой сюда железной дороги). Кроме того, в обоих гидронимах - Коле и Туломе - запечалена древнейшая история человечества, когда климат на Севере был совершенно иной, а земли российского Крайнего Севера вплотную примыкали к погибшей впоследствии Арктиде-Гиперборее. Именно та далекая эпоха, когда язык, культура и религиозные верования были нерасчлененными, и получила отображение в названии бурных порожистых рек. Река Кола дала впоследсвии имя всему краю. Коло - Древнейшее индо-европейское и доиндоевропейское (яфетическое) название солнца, а Кол - одно из народных названий Полярной звезды. (Неудевительно, что среди древних петроглифов Севера нередко встречается изображение солнца - Коло, так же как и в народном орнаменте.) На Русском Севере есть также две реки с одинаковым названием и корнем - Колва: в Пермской области - приток Вишеры и в Ненецком автономном округе - приток Усы. В вологодской области можно насчитать не менее 19 гидронимов, образованных от рахаичной корневой протоосновы "кол": реки -Колба, Колбиха, Колбоватка, Колдовка, Кольдуга; озера -Колодное, Колоденское, Колозерна, Кольдема, Иткольское; Колимовское болото и др. А в Баренцевом море хорошо известен остров Колгуев. И так - вплоть до Колымы. Но не только Север хранил следы древнейшей истории и редыстории. В верхневолжье известен кород Кологрив. Здесь же, в Костромской области, обнаруживаются топонимы Колопатино, Колгора, Колохта (река). В Подмосковье протекает шесть речек, в названии которых корень "кол": Колода, колочь, Колпяна, Колтуховка, Кольца, Коломенка. Последний гироним дал название короду Коломна, построенному при впадении Москвы-реки в Оку, а также району современной Москвы. (Вообще же реки с анальгичным названием - не редкость: только в Окском регионе и в Подмосковье их четыре, а есть еще в бассейне Верхней Волги, Северного Донца, Днепра, Десны и др.). Кроме того, в Подмосковье на берегу речки Колочи, близ Бородинского поля, был построен Колоцский монастырь. Что касается гидронима с уменьшительным названием - Коломенка, то река с точно таким же названием протекает в Псковской губернии; здесь же и деревня Коломенка (это- не считая выеупомянутой псковской же Коломно). Современный немецкий город Кёльн в древности прозывали по-словянски - Колин: здесь повсюду жили балтийские славяне, позже уничтоженные в ходе германской экспансии. Как уже говорилось, от доиндоевропейской лексемы "кол", означающей солнечный круг, в незапамятные времена возникло имя языческого бога Коляды, а также название праздненств, справляемых в его честь, песен - колядок. Коляда - ликующе бесшабашный праздник с элементами карнавала. Но не всегда он был веселым и безобидным, а колядки - шуточными, задористыми припевками. Об этом свидетельствует чудом сохранившаяся русская колядка из собрания Ивана Михайловича Снегирева (1793-1868): За рекой, за быстрою, ой, коляка! Леса стоят дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят велики, Вокруг огней скамьи стоят, Скамьи стоят дубовые, На тех стакмьях добры молодцы, Добры молодцы, красны девицы, Поют песни колядушки, В середине их старик сидит, Он точит свой булатный нож. Тотел кипит горючий, Возле котла козел стоит, Хотят козла зарезати! Судя по приведенному отрывку, в древности празднование Коляды на Руси сопровождалось кровавыми жертвоприношениями, которые постепенно были вытеснены символическими дарами в честь бога Колы (Коляды), которому, кстати, приписывают создание славянского языческого календаря. Еще одно фольклорное воспоминание свидетельствует о кровавом свадебном жервоприношении, возможно, имевшем место у прапредков славян на стадии перехода от митриархата к патриархату. В архаичной сербской песне "Женитьба Янка-воеводы" поется про то, как невеста требует жениха в подарок сердые его матери: А невеста снова свое ладит: "Я не сяду, не пойду, ей-богу, Пока, Янко, ты мать не зарежешь, Пока сердце из нее не вынешь, Не завернешь в шелковый платочек. За пазуху себе не положишь И при людях не подашь мне руки!" Для слабонервных напоминаю, что в ответ на чудовищную просьбу Янко расправляется с сукой-невестой ( так она названа в песне) и вгоняет ее шестипером в землю. Характер жертвоприношения менялся в течение веков и тысячелетий. Человеческие жерты повсюду заменялись животными, растительными плодами или иными дарами, хотя еще в начале XX века среди некоторых народнстей Русского Севера бытовало мнение, что человеческая жертва намного действеннее животной. Корневая основа "кол", что связано прежде всего с солнечным "кругом". Можно вспомнить коло - хороводный танец на Балканах. Казацкий круг (рада) у запорожцев также имновался коло. В этом же ряду находятся сакральные и, несомненно, древнейшие понятия "колдун", "колдовать", "колдовство". Значение округлости как отличительного качества колеса наложило отпечаток и на другие русские слова: "кольцо", "кольчуга", "колесница", "колымага", "колодец", "колыбель", "калач", "колобок", "колган"(примитивная посуда), "колоброд", "около" и др. В европейских музеях можно увидеть женские подвесные украшения, именовавшиеся у русских "Колты" (ср.: также иноязычное "колье", кольцеобразное значение которого доказывает, что корневая основа "кол" имеет древнее индоевропейское происхождение). Индеевропейские племенакельтов (их потомками являются современные шотландцы, ирландцы и валийцы), которые в древности были расселены от Верхней Волги до Балкан и Атлантики, у славян прозывались колотами. В санскрите _kola_ означает "кабан". Казалось бы, смысл - такой далекий он "солнца". Правда, это смотря с какой стороны взглянуть: специалисты в области сакральной символики сразу же пояснят, что понятие "кабан" ( и ещё шире "свинья") во все времена и у увсех древних народов милео космический аспект. Достаточно вспомнить, что в однои из воплощений (аватар) ведический первотворец Праджапати выступал в облике Вепря. В конечном счете космическое содержание данной мифологемы получило солярное выражение. Так, древнескандинаский бог плодородияФрейр (в словянской мифологии ему соответствовал Ярило - божество необузданной сексуальной любви) скачет по небу на золотом кабане (вепре) по имени Гуллинберсти, что переводится как "золотая щетинка", которая символизирует солнечне лучи. В русском сказочном фольклоре сохранился аналогичный образ-символ - Свинка Золотая Щетинка. В авесте "сияющий вепрь" ассоциируется с солнцем. Не приходится сомневаться: Солнечный кабан индоевропейцев - предшественник их же Солнечного коня ( поскольку последний был одомашнен и вообще попал в орбиту гиперборейских мигрантов значительно позже кабана и свиньи). Можно пойти еще дальше. Древние египтяне называли Небо-Нут "свиньей, пожирающей своих поросят" ( в древнеегипетской мифологии Небо женского рода, напротив, ее супруг Земля-Глеб - мужского рода). Под поросятами древние обитатели долины Нила подразумевали звезды: считалось, что днем они исчезали, потому что их проглатывала небесная Свинья. В системе меровой мифологии кабан - двойственный образ: он несет не только солярную, но и лунарную нагрузку. Однако луну олицетворяет только Белый кабан ( например, у китайцев и японцев); он же символизирует женское начало. Например, в древней тантрической мифологии кабан олицетворяет богиню Ваджа Варахи, которая именуется Бриллиантовой свиньей; она так и изображается - алмазной с тремя лицами, одно из которых свиное. Ее лотосовый трон тянут семь кобанов. У эллинов дикий кабан, убивающий Адониса - возлюбленного богини любви был посвящен Афродите. Но в греко-римской традиции кабан посвящен также и богу войты Аресу(Марсу), олицетворяя живородящую силу солнца и одновременно убийство зимы с пришествием солярной силы весны. Последний сюжет обыгран также в снаменитом цикле древнегреческих мифов, связанных с Калидонской охотой на калидонского же вепря. Для древних кельтов кабан был священным живтным, обладающим сверхъестественным животным, обладающим сверъестественными магическими способностями. Он считался символом гостеприимства, помощником воинов и защитником от врагов всех остальных. Слова с корнем "кол" встречаются во многих финно-угорских языках. Любопыткно, что название родины Ломоносова - Холмогоры (древнерусское - Колмогоры) происходит от древнечудского наименования данной местности Кольм - оно созвучно исконно русскому слову "холм", но генетическ восходит к той общей доиндоевропейской лингвистической основе, которая связана с постоянно рождающимся и уирающим светилом солнцем - Коло (отсюда, кстати, и финское kalma - "смерть", "могила", и имя древнеиндийской богини смерти - Кали). Все это свидетельствует о было этнолингвистической общности различных народов мира, таких непохожих теперь друг на друга. Но и это еще не все. Индейцы-ацтеки(называвшие себя также мешинки) считали себя этническими преемниками племени колуа (kolua) ( так их называл в своих посланиях испанскому королю завоеватель Эрнан Кортес) - прямых наследников древних тольтеков. В боливийских Андах, на высоте 4-х тысяч метров расположен знаменитый храмовый комплекс Тиауанако, посвященный богу солнца. В нем есть циклопические, вытесанные из одного манолита Врата Солнца с барельефом дневного светила. Уже инки - тожзе селнцепоклонники- задолго до вторжения на их территорию испанских конкистадоров не знали, кем был построен поднебесный Солнечный город. Не помнят этого, естественно, и индейские аборигены, не имевшие письменности. Но поражает другое: индейцы аймара - исконные обитатели Андской области (им современный мир обязан кулльтурой картофеля) имеют еще одно, более древнее название - колья. А их обширная страна, охватывающая ныне территорию Боливии, Северного Чили и части Аргентины, именовалась в старину Кольяо, со столицей Хатунколья. Во всех трех словах явственно различается архаичный корень "кол", сто свидетельствует о было этнолингвистическом и культурно-мифологическом единстве всх народов Земли. Здесь мы вплотную подошли к расшифровке гидронима Тулома. Имя северной российской реки восходит к автохтонному саоназванию арктического материка Туле (Гипербореи) - древней северной прародины человечества. Она погибла в результате глобального катаклизма, погрузившись в пучину Ледовитого океана. Уцелевшие остатки прапредков современных народов из-за наступившего похолодания вынуждены были посепенно мигрировать с севера на юг. Гиперборея - понятие искусственное: так эллины прозывали Крайний Север ("[край] за северным ветром-Бореем"). Страбон в своей "Географии" называет собственное имя древней страны - Туле, или Тула. Нередко пишут Фула. Откуда такое разночтение? В греческом языке топоним-симмвол таинственного и недосягаемого Севера пишется через"тету" и воспроизводится в различных языках по-разному - и ка Туле (Тула), и как Фуле (Фула). В русском языке принята одновременно и та и другая траслитерация. Например, название знаменитой баллады Гёте, написанной им ещё в 25 летнем возрасте и включенной впоследствии в 1-ю часть "Фауста", переводится нынче исключительно как "Фульский король" В немецком же оригинале значится"т" (дословный перевод: "[Жил]-был [один] король в Туле"). В "Фаусте" эту балладу напевает беззаботная Маргарита, еще не ведающая о своей трагической судьбе. Между тем проктически во всех переводах "Фауста" (а их нга русском языке начитывается до десяти), включая классические переводы В.Брюсова, Н. Холодковского и Б. Пастернака, Tbule передается как Фуле. Лишь Афанасий Фет это слово перевел в точном соответствии с оригиналом Туле, но его перевод "Фауста" не переиздавался с конца XIX века Одно из названий прародины человечества - Ultima Tbule ("самый далекий Туле"; иногда переводят- "крайний Туле": с таким эпитетом утвердилось имя древней северной земли в мировой истории, географии и поэзии. Устойчивое латинское словсочетание, превратившееся в крылатое выражение, введено в оборот Вергилием в "Георгиках"(I,30) Известны, однако, и другие Тулы: Тула - столица древней центральноамериканской империи индейцев-Тольтеков Толан (Тулан) и Тула - город русских мастеров. Конечно, российская Тула вряд ли имеет прямое отношение (по принадлежности) к древнему материку Туле. Однако прапредки русского (так же как и саамского) народа вполне могли знать о существовании легендарной страны, название которой означало нечто срытое и заветное - они-то и дали наименование тому месту, где впоследствии возник город Тула (дословно -"потаенное место"). Именно такой смысл имеет, согласно Словрю Владимира Даля понятие "тула". Это срытое, недоступное место" - "затулье", "притулье" ("тулить" - укрывать, скрывать, прятать и т.п.). Есть другие русские слова с архаичным корнем "тулу": "туловище" - тело без учета головы, рук ног; "туло" - колчан в виде трубка, где хранятся стрелы (отсюда - "втулка"). Производными от той же корневой основы в русском языке являются слова "тыл" - затылок и вообще - задняя часть чего-либо, "тло" - основание, дно (в современном языке сохранилось устойчивое совосочетание "до тла"; "тлеть" - гнить или чуть заметно гореть и т.д. Топонимы и гидронимы С корнем"тул" вообще не редкость: города Туль, Тулон, Тулуза во Франции, Тулча - в Румынии, Тульчин - на Украине, Тулукан - в Афганистане, Тулымский камень (хребет) - на Северном Урале, река в Западной сибири - Тула, Теки в Пермской области - Тува, Тулпан и Тулымка, озеро в Карелии - Тулос. И так далее - вплоть до саомназвания одного из дравиднских народов в Индии - тулу. Сакральная морфема встречается и в родовом наименовании некоторых народов России, например башкирского рода тувинцев (или тулбуйцев). В архаичных башкирских перданиях рассказываетя, что давным -давно в районе уральской реки Тульва (Тол) появились два брата - Бийнэ и Эйнэ. Прибыли они с Севера, из заснеженной страны (!), на священном олене(!). Неожиданно олень остановился и топнул ногой. На месте следа оленьего копыта братья обнаружили огонь, спрятанный глубоко под землей злой ведьмой Тулавой (тул - "огонб", ава-"хозяйка"). Братья явно искали тепло и свет, потому что прибыли оттуда, где их не было ( то есть из царства полярной ночи). Прапредки башкир вступают в борьбу с ведьмой и один из братьев погибает, но второй - Гайнэ, победив злого демона - похитителя, освобождает огонь и перепрпвляется с ним на южный берег реки Тульвы(Тол), гед и дает начало роду Тулвинцев (тулбуйцев). В некоторых вариантах легенды говорится, что борьба шла не за огонь, а за солнце,похищенное и спрятанное глубоко под землей злой колдуньей. Данная сюжетная линия очень напоминает калевальскую. В карело-финской "Калевале" хозяйка полярной страны Похъёлы ведьма Лоухи, "редкозубая старуха", также крадет солнце и прячет в недрах северной земли. И нге только в литературно-фольклорном плане, но и в языковом башкирский (Тюркский) миф очень близок финно-угорским понятием. Например, в марийском и мордовском языках (относящихся к фино-угорской лингвистической группе) мифологема Тулва, как и в башкирском, означает Хозяйку Огня. О далекой северной островной земле Тулия или Тули наперебой сообщали и средневековые арабские авторы - географы, историки, космографы. Так, философ аль-Кинди писал об огромном острове Тулия и большом городе на нем с тем же названием, расположеннох "в северном конце обитаемой земли, под северным полюсом". Космограф Димешки, расвивая данные сведения, подчеркивает, что земля Тулия населена славянами. Это перекликается с известиями об Острове руссов других арабских путешественников и купцов, побывавших на Руси в основном еще во времена язычества. О таинственном "тульском народе" рассказывается в литературном памятнике, посвященном одному из создателей славянской писменности - Кириллу ( в миру Константину). В житии одного из солунских братьев, создателей славянской письменности (известном не менее чем в 48 списках), говорится о путешествии Константина (еще до создания кирилической азбуки) по Хазарскому каганату, куда в то время входили и славянские земли. Здесь имеется явно инородная встава неизвестного происхождения о встрече с язычниками-древопоклонниками, поименованными тульским (фульским) народом. |
|
Всего комментариев: 0 | |
в Инете
АУДИО
| гр." СТРАННИКИ" |
...
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0