RSS Регистрация Главная
» С миру по нитке... » Известное и не очень

Красивое или симметричное и пропорциональное

Красивое или симметричное и пропорциональное…

golden-spiral-applied-photography-21
Как часто мы слышим формулу «О вкусах не спорят» — очень удобная позиция, чтобы оправдать безобразие, созданное человеческим воображением. Надо признать, что за последнее столетие человек стал более эгоистичным, страстным и суетливым, неспособным прислушиваться к своим ощущениям, не заинтересованным в развитии собственного вкуса и постижении законов гармонии. В результате человечество получило чудовищную эстетику, назвав ее при этом красотой. Большинство из нас смерилось с тем, что приходится жить в убогих жилищах, слушать разрушительную музыку и смиряться с всеобщей убогостью, присваивая ей статус неизбежности. Отдельному человеку невозможно противостоять всеобщей системе пошлости, даже если он и обладает достаточным уровнем знаний. Для возрождения всеобщей гармонии и чувства прекрасного у каждого человека — надо его проявить и научиться им пользоваться.

Так устроена природа человека, что он, рассматривая окружающее пространство, различает его составляющие по форме. Человек проявляет интерес к форме, как жизненно необходимому предмету, либо человек просто любуется ее красотой. Доказано, что если в основе построения формы лежит принцип золотой пропорции и симметрии, то это способствует лучшему восприятию и ощущению красоты и гармонии. Другими словами можно сказать, что если соотношения различных частей одного целого находятся в определенном значении, то это является проявлением высшего функционального и структурного совершенства в любой отрасли человеческой жизни: науке, искусстве, технике и т.д.

Считается, что первым о золотой пропорции поведал миру древнегреческий математик и философ Пифагор в VI веке до нашей эры. Хотя, не исключено, что эти знания ученый позаимствовал у вавилонян и египтян. На эти выводы наводит тот факт, что именно египетские мастера использовали принцип золотой пропорции при воздвижении пирамиды Хеопса, множества барельефов, храмов, гробницы Тутанхамона, Храма фараона Сети I (Абидос). А, в гробнице зодчего Хесира есть его изображение, где он держит в руках измерительные инструменты, указывающие на то, что древний архитектор использовал в расчетах пропорции золотого деления.

Греки всегда считались искусными геометрами. Даже при обучении своих детей арифметике они использовали геометрические фигуры. Одна из жемчужин греческой архитектуры — храм Парфенона построен в точном соответствии с принципами золотой пропорции. Принципы золотого деления использованы и при строительстве Помпейского циркуля (музей в Неаполе).

Специалисты утверждают, что благодаря свойству самоподобия золотая пропорция помогает принимать максимально простые решения на множество задач поставленных природой перед человечеством.

В математике золотым сечением принято называть «пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a : b= b : c или с : b= b : а «

Работа скульпторов призвана сооружать памятники и сооружения, увековечивающие знаменательные события, имена людей, чьи подвиги и деяния послужили человечеству. Используя в своей работе принцип золотой пропорции, скульпторы создают красивые и гармоничные произведения. В знаменитых статуях Зевса Олимпийского (одно из чудес света) и Афины Парфенос использован принцип «золотого сечения».

В известных трактатах известных зодчих, сказано, что в архитектуре, как и живописи, многое зависит от местоположения наблюдателя. Использование при строительстве здания пропорций золотого сечения дает спокойное и гармоничное соотношение размеров и длин.

Как уже упоминалось, самым знаменитым и красивейшим произведением древней архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.). Использование при строительстве этого храма благородного материала исключило необходимость выполнения раскраски, но, тем не менее, Парфенон обладает прекрасным цветным фоном синего и красного оттенка. Отношение высоты здания к его длине равно 0,618.

Работы русского архитектора М. Казакова также всегда восхищают своим изяществом и гармоничностью. Талант этого зодчего многогранен — он строил и государственные здания, жилые дома и усадьбы знати. Именно М. Казаков спроектировал здание сената в Кремле и помещения Голицынской больницы (Москва. Ленинский проспект д.5), в которых видны использованные архитектором принципы «золотого сечения».

В Москве есть еще одно замечательное здание — дом Пашкова, построенное по проекту В. Баженова. Несмотря на солидный возраст и повреждения, нанесенные в 1812 году, наружный вид дома сохранился почти без изменений и является шедевром архитектурного зодчества столицы. Вот, что говорил В. Баженов об архитектуре: "Архитектура – главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойность и прочность здания… К достижению сего служит руководством знание пропорции, перспектива, механика или вообще физика, а всем им общим вождем является рассудок”.

Альберт Энштейн в письме своему другу архитектору Ле Корбюзье, использующему золотую пропорцию при проектировании зданий, писал: "Это гамма пропорций, мешающая делать плохо и помогающая делать хорошо”

Еще художники Возрождения знали, что в любой картине есть точки, приковывающие внимание зрителей не зависимо какой формат имеет картина. И таких точек — четыре: находятся они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости картины. Это интересное открытие получило у художников название «золотого сечения» картины. Этот же принцип используют профессионалы-фотографы.

Рассказ об использовании принципа золотого сечения в живописи невозможен без упоминания творчества Леонардо да Винчи. Это самая загадочная личность в истории. Он говорил: "Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды”. Но, тем не менее, он прославился и как гениальный художник. Леонардо да Винчи оставил потомкам множество записок с изложением своих идей, но их очень трудно прочесть, поскольку они написаны методом зеркального письма.

Композиция знаменитого портрета Леонардо да Винчи — «Монна Лиза» основана, на так называемых, золотых треугольниках, которые служат составляющими частями звездчатого пятиугольника.

Есть много версий истории создания этого портрета. Говорят, что это портрет молодой жены банкира — Моны Лизы. Художнику мешало приступить к работе печальное и подавленное состояние модели. И тогда он рассказал ей сказку о том, как один брат-столяр создал из дерева статую женщины, второй брат-портной сшил ей прекрасный наряд, третий брат-ювелир украсил статую ювелирными изделиями, а четвертый брат спел чудесную песню, которая оживила женщину. Каждый из братьев считал ее своей, но она сказала: «Ты меня создал – будь мне отцом. Ты меня одел, а ты украсил – будьте мне братьями. А ты, что вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни, ты один мне нужен на всю жизнь”. При этих словах лицо Моны Лизы озарилось необыкновенным цветом, глаза засияли, на лице заиграла загадочная улыбка. Уже несколько столетий мир любуется портретом и загадочной улыбкой молодой женщины и пока никто не смог ее разгадать. Леонардо да Винчи сумел в этом портрете не только сохранить строгую пропорцию человеческого тела, но и создать пейзаж, который усилил восприятие всей картины. Несмотря на огромный успех портрета, художник, после завершения работы, был мрачен и подавлен. Отказавшись от хлынувших заказов, Леонардо да Винчи спешно покинул Флоренцию.

Всем известная картина И.И. Шишкина «Сосновая роща» также содержит в себе элементы золотого сечения. Стоящая на первом плане картины освещенная солнцем сосна, делит картину по золотому сечению. Освещенный солнцем пригорок в правой части картины делит, согласно правилу золотой пропорции, эту часть картины по горизонтали и т.д. Использование золотого сечения придали картине характер спокойствия и уравновешенности. Но если художнику требуется внести в композицию рисунка бурно развивающее действие, то используется другая геометрическая композиция. Например, Рафаэль, в своей картине «Избиение младенцев», применяет прием золотой спирали. Это связано с необходимостью подчеркнуть динамизм, трагизм и гармонию в композиции художественного произведения.

Известный французский художник Эжен Делакруа так писал о необычном даре Рафаэля: «В сочетании всех чудес грации и простоты, познаний и инстинкта в композиции Рафаэль достиг такого совершенства, в котором с ним еще никто не сравнился. В самых простых, как и в самых величественных, композициях повсюду его ум вносит вместе с жизнью и движением совершенных порядок в чарующую гармонию». И выбор Рафаэлем пропорций золотого сечения, определяющего развертывание спирали, сделало картину художника мировым шедевром.

Интересны исследования законов красоты на знаменитых и загадочных квадратах Каземира Малевича. Например, произведение «Черный квадрат» выполнено в строгой пропорции квадратного корня из двух. Сам автор в 1918 году сказал, что живопись кончилась — осталась лишь геометрия. Именно в этом году он нарисовал свой, не менее знаменитый, белый квадрат на белом фоне. Специалисты утверждают, что картины Малевича являются краеугольным камнем формообразования в живописи.

Может быть это странно звучит, после исследования применения золотой пропорции в творческих профессиях, она нашла свое место и в других сферах человеческой деятельности. Используя всю свою силу оптимизации это привело к получению значительного экономического эффекта.

Так, профессор Могилевского технологического института В.Я. Груданов предложил применить золотое сечение при конструировании устройств, предназначенных для пищевой промышленности. Используемая золотая пропорция при расчете диаметров и количества перфораций на решетках режущего инструмента, позволило значительно снизить температуру нагрева сырья, уровень шума, уменьшить вес и увеличить износостойкость инструмента, повысить производительность. Золотая пропорция помогла улучшить теплотехнические характеристики теплообменников и плит.

Широкое применение золотой пропорции возможно, конечно, не только в области пищевой промышленности. Этот принцип может быть с успехом использован для оптимизации иных процессов и объектов. Человек является совершенным созданием природы, и ученые нашли закономерности золотого сечения в строении отдельных органов человека и тела в целом, а также в функционировании головного мозга, зрительного восприятия и биоритмах. Также «золотая» симметрия нашла свое отражение в планетарных и космических системах, в строении элементарных частиц и некоторых химических соединений.

Каждый человек желает жить в красивом, гармоничном обществе. И пусть не мы, но наши дети и внуки достигнут такого уровня развития, когда доминирующая золотая пропорция позволит сделать мир лучше, добрее, удобнее и человечнее.

Категория: Известное и не очень | Добавил: foma33 (14.12.2013)
Просмотров: 215
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход
Категории
АУДИО









| гр." СТРАННИКИ" |
Электроника
...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Плагины, сниппеты и пользовательские скрипты на jquery