RSS Регистрация Главная
10

«ЗОЛОТАЯ ОРДА» – И «ТАТАРСКОЕ ИГО»

Когда названия неправильны –
суждения неадекватны.
Когда суждения неадекватны –
дела не исполняются.
(Кун фу цзы)

Мы полагаем, что объективное научное рассмотрение проблемы т.н. «Куликовской битвы» в принципе невозможно без учета процессов, проходивших в то время в стране в целом. Это в свою очередь невозможно без четкого определения понятий, применяемых в востоковедении и отечественной истории России.
Первое, что необходимо усвоить неподготовленному читателю: период «Золотой Орды» – это этап истории нашей страны и развития государственности. Поэтому несопоставимы в принципе организационные структуры современного государства и «Золотой Орды» (также, как ее организация намного превосходит известные нам предыдущие государственные образования, например, скифов или «Киевской Руси»).
Наша страна в то время называлась Татарией. Московия составляла один из многих (и далеко не самый развитый) ее улусов. Однако московская официальная история традиционно отделяет территориально и политически «русские княжества» от «Золотой Орды». Подобное разделение нам видится, мягко говоря, необоснованным.
Надо отметить, что российские исследователи, а вслед за ними и востоковеды Европы и всего мира, традиционно именуют средневековую империю «Золотой Ордой». Это при всем том, что подобное название в источниках не встречается – так страну не называли.
Вместе с тем, давно уже раздаются голоса, что это определение в принципе неверно и может применяться лишь к дворцовой организации (аналогично понятию «двор» в царской России), к центральным районам страны, но никак  не ко всей державе в целом [Пивоваров Ю., Фурсов А. 1995. №395].

И дело даже не в том, что это название не применялось современниками (мы уже отмечали, что оно вполне могло обозначать центр страны, ставку хана по отношению к окраинным улусам). Схожее название было зафиксировано, например, для ставки империи Хулагу.
Не меньшее значение имеет психологический аспект. Европейский менталитет под содержанием термина «орда» предполагает  толпы неорганизованных,  диких и ужасных кочевников, справляющих все свои потребности верхом на лошади, не выходя за пределы движущегося «стада». Тем самым термин «орда» априори настраивает неискушенного исследователя на ожидание картин, чем-то схожих с европейским восприятием американских прерий и индейцев, но – в ужасных масштабах.

11
Этот стереотип настолько силен, что честному, но неподготовленному исследователю необходимы долгие годы,  для того, чтобы отказаться от него начисто. А в условиях, когда лживая историческая концепция поддерживается всей мощью административного аппарата мировой державы (Россия), на подвиг по опубликованию альтернативных выводов способными оказались весьма немногие. О них ниже.
Неудовлетворительность понятия «Золотая Орда» по отношению к средневековому государству признается ныне многими. Но и название «Улус Джучи», на мой взгляд оказалось не намного лучше. Общепринятое содержание термина «улус» ограничивается понятием части хозяйства. То есть «улус Джучи» в узком смысле – не более, чем часть (пусть и огромная) монгольской империи рода Чингиз-хана.
Собственно, в качестве такой части государство, создававшееся Батыем и его наследниками существовало до 609х годов ХIII в. С 1262 года единой монгольской  империи уже не существовало, а концу 609х годов между бывшими улусами были официально оформлены межгосударственные отношения.
Следовательно, строго говоря, применение определения «Улус Джучи» также не адекватно отражает государственую сущность новой империи. Да и границы назначенного Чингиз-ханом Улуса Джучи cущественно отличались от границ нового государства («Золотой Орды»).
В то же время, оно вполне применимо при исследовании истории династии Чингизидов, и при комплексном анализе процессов, протекавших в новых государствах, образованных на месте бывших улусов Джучи, Хулагу, Чагатая. Оно применимо также при рассмотрении политико-экономических отношений новых государств с Монголией и бывшим
центром Великой Монгольской Империи.
На мой взгляд, из нескольких введенных в научный оборот формулировок более всего отвечает требованиям исследования истории государства, определение, встречающееся в немецкой  школе востоковедения: Tatarische Reich – «татарская империя (держава)». Это название, во всяком случае, предполагает исследование не истории царского двора, как «Золотая Орда», или чингизовского удела, отданного в управление сыну (Улус Джучи), а государственной истории. Слабым местом этой формулировки я считаю тот факт, что «татарскими» можно называть и остальные государства Чингизидов. Кроме того, сам термин татары имеет неоднозначное семантическое содержание для разных эпох и территорий. К тому же, все «осколки» монгольской империи были многонациональны.

12
В связи с этим, автор считает целесообразным применение в научном обороте понятия, которое бы с одной стороны, отличало западно-монгольский  улус от остальных гособразований, созданных монголами, а с другой – содержало бы определение многонационального государства, характерной чертой которого было управление потомками Джучи-хана.  Я полагаю, что наиболее точно отражает сущность этого государства понятие Империя (держава) Джучидов.
Это определение включает в себя достоинства обоих употребляющихся названий: с одной стороны это – улус  Джучидов, с другой стороны – предполагает в качестве объекта исследования многонациональное средневековое государство, границы которого временами достигали Адриатики и Алтая.
Почему столь большое внимание уделяется простому названию, ведь общепринятые названия «Золотая Орда» и «Улус Джучи» в работах специалистов как бы предполагают и включают в себя и понятие государства? Следует ли перегружать корпус научных определений?
В этом-то «как бы» — все дело. Применяемые понятия расплывчаты и вовсе не обязуют авторов говорить о государстве. Далеко не каждый считает это обязательным, рассуждая о «Золотой Орде».
Введение в научный оборот определения Империя Джучидов, изначально будет предполагать исследование истории государства и функционирование его структур, культуры, науки и искусства.
Не секрет, что восприятие человека избирательно и зависит от сложившегося мировоззрения, научного уровня, его нравственности. Ученые московской исторической школы, чьи работы более знакомы зарубежному востоковедению, «с младых ногтей» воспитываются в духе отрицания культуры «захватчиков и поработителей», поэтому до сих
пор московской школой не создано ни одной объемной работы, объективно рассматривающей историю «Золотой Орды» и ее всемирно-историческое значение.
Использование этой проблемы официальными идеологами России на протяжение 500 лет также не способствовало воприятию средним русским историком информации о высочайшем для того времени уровне развитии экономики, науки и искусства Империи Джучидов.
Как можно не замечать остатков сотен степных городов, благоустроенных и ухоженных? Как можно игнорировать сведения о зодчестве и скульптуре, десятках Сарайских и булгарских ученых с мировыми именами? Разве можно не использовать ученому, чьим объектом является «Золотая Орда», например, сведений о промышленных горнах, рассчитанных на поточное производство и целых заводских районах в городах Золотой Орды?
Оказывается, можно, и это «незамечание» продолжается по сей день. Наверное, нужно просто очень не хотеть этого видеть.

13
Но в условиях применения жестких научных определений это будет сделать труднее. Тем более, что в настоящее время российская государственность, переживающая период упадка, начинает проявлять заинтересованность в объективной, научной, а не сказочной истории, которая помогала бы понять суть происходящих процессов. Некоторые историки уже начинают осознавать, что, несмотря на разницу во времени, можно найти немало схожих  черт в судьбах  Империи Джучидов и Московской империи.
Исходя из вышесказанного, в качестве названия средневекового, (номинально) татарского государства автор в дальнейшем будет использовать понятие Империя (держава) Джучидов, а также «Золотая Орда» (в кавычках).
Для определения центральных районов государства (от Азова до среднего течения Волги), а также в качестве синонима русскому  (императорский)  Двор будет применяться понятие Золотая Орда (без кавычек), как синоним зафиксированному по отношению к Сараю и Булгару понятию Алтун тахэт – ‘золотой трон‘.
Понятие Улус Джучи автор применяет в случае рассмотрения связей объекта с другими частями бывшей монгольской империи.
Необходимость замены идеологических, клерикальных по своему происхождению, определений подлинно научными назрела давно. Пересмотр ключевых понятий необходим не только в отношении названия государства, но и по отношению ко многим иным терминам, применяющимся в ходе исследования его истории. Научная историческая терминология должна адекватно отражать суть  объекта и отвечать строгим требованиям современной науки. Мы должны отдавать себе отчет в том, что введение в научный оборот определения Империя Джучидов, неизбежно повлечет за собой ревизию многих иных догм, таких, например, как «татарское иго».
Тезис об «иссушающем» воздействии «татаро-монгольского ига» на подвластные народы также должен быть подвергнут ревизии. В первую очередь, обращают на себя внимание противоречивые положения, длительное время уживающиеся в традиционном российском взгляде на отношения северного улуса с Золотой Ордой. С одной стороны, в работах российских ученых часты бездоказательные ссылки на «татарское иго» и «всенародую борьбу с ним», с другой стороны  - традиционный тезис об автономии русских княжеств, территория которых выделяется на картах иным цветом, нежели остальные земли империи.
В настоящее время на основании реальных данных вспомогательных исторических наук все большее количество ученых приходит к выводу о разновекторном влиянии Империи Джучидов на подвластные земли. Говоря же о становлении московской государственности и русского абсолютизма, объективный иссследователь не может не признать положительного  влияния  «Золотой Орды»  (Г.Вернадский, П.Савицкий, Э.Кара-Даван, Л.Н.Гумилев, Д.Джираудо, Г.Каппелер, Г.Носовский и мн. др).

14
Русскими официальными учеными, как правило, обходятся вниманием следующие факты:

1. Параллельное наступление на русские княжества войск Батыя и Суздальского Ярослава Ярославовича – явление, казалось бы невозможное, исходя из традиционных представлениях о «нашествии  Батыя»: как и для чего войска «уничтоженного» княжества захватывали «опустошенные» монголами земли?
Объективные данные археологии свидетельствуют о том, что почти все города Руси во второй половине XIII в. испытывали подъем в экономике, а утверждения об «опустошениях» – преувеличены.  В результате, съездом археологов в 2000 году была принята резолюция о необходимости внесения корректив в устоявшееся мнение о масштабах урона,
нанесенного монголо-татарами [Русь в XIII в.].

2. Съезд русских князей 1262 года, после которого повсеместно были «избиты» представители центральной монгольской власти [Татищев В.Н. 1768]. Очень важно, что именно с этого времени и ведется отсчет нового государства,- «Золотой Орды», возникшей на базе Улуса Джучи.  В этот год «народные восстания» уничтожили структуры великоханской власти по всей территории монгольской империии (от Атлантики до Иртыша,) а на месте улусов возникли новые государства, в том числе и «Золотая Орда» – Империя Джучидов.
Весьма важно, что после этих «народных восстаний» не последовало карательных мер, а ранее таковые проводились центральной властью и за меньшие «грехи». Да и позже за неповиновение опустошались целые страны и регионы.

3 Чего стоит, например, Неврюева рать, Дюденева рать, Федорчукова рать… Но в данном случае, карательных мер не только не последовало, но напротив, бунтовавшие земли получили большие права и льготы. Правители отдельных земель бывшего Улуса Джучи теперь стали ездить не в Монголию, а на Волгу. 
«Запрещено под страхом смерти провозглашать кого-либо императором, если он не был предварительно избран князьями, ханами и другими знатными вельможами на общем съезде» (Яса) Яса Чингиз-хана, конечно, имеет в виду собственно монгольское общество, но ведь в том то и дело, что монгол в Золотой Орде почти не было — в процентном отношении они составляли ничтожное меньшинство.
________
3 Еще А.Насонов утверждал, что эти «восстания» были направлены не против татарской власти вообще, а против (великоимперских – Р.Н.) баскаков.


15
Однако, ни для кого не секрет, что для образования новой империи, для оппозиции могучей единой империи нужны немалые силы. На кого могли опереться правители? Только на правителей завоеваных земель. Для этого новой империи нужно было принципиально изменить внутренюю политику и это мы видим в действительности – не стало баскаков,
местные правители отныне пользуются значительной мерой самостоятельности, получают большие права князья и церковь.
На мой взгляд, этого достаточно для того, чтобы ставить вопрос о сознательном (добровольном) выборе русских князей между монгольским и волжским центром в пользу последнего. За признанием этого тезиса неизбежно следует вывод: «татарское иго» было принято при поддержке самих князей и эмиров, а новая империя – империя потомков Джучи («Золотая Орда») — формировалась во многом на договорных началах.
Вот так, вероятно, могли складываться отношения улусов и нового центра — Золотой Орды. К сожалению, объем имеющейся  информации не позволяет выразиться более определенно, но только при  таком понимании процесса изчезают «неразрешимые», казалось бы, противоречия. И напротив, мне неизвестны факты, которые бы ставили под
сомнение данную версию.
В период расцвета Империи Джучидов (с 609х гг ХIII в. по 609е гг ХIV в.) к передовым технологиям передовой тогда Азии получила доступ не только Европа, но и захолустные таежные земли «Руси Залесной». Здесь прекратились войны, многократно вырос экономический потенциал, сделавший в итоге, возможным борьбу новой, московской державы за наследие Сарая. Картина роста народонаселения в период ига может быть охарактеризована, как «демографический взрыв».
Волго-балтийский торговый путь, проходящий и через Русь, впервые за столетия вновь открылся для купцов от Балтики до Ирана и предгорий Памира. Увеличилось количество типов судов, их грузоподъемность и технологичность. Началось массовое каменное строительство в том числе и церквей. Церковная история не любит об этом распространяться, но большая часть основателей православных монастырей на Руси в период «ига» – татары (христианские имена остальных – не дают возможности судить об этнической принадлежности).
Военная мощь империи гарантировала подвластным землям спокойствие и порядок, а правящим династиям улусов – неприкосновенность их власти. Не любят об этом говорить москвичи, но татарские войска не раз и не два защищали суверенитет их предков от внешних врагов. Да и значение многих битв того времени выглядит совершенно по-другому, если учесть, что за спиной русских войск противник всегда чувствовал (если и не видел воочию) непреодолимую военную машину Сарая.
16
Таким образом, например, победы Александра Невского не имели принципиального значения. Утерянные города были бы возвращены в любом случае, а русские купцы получили бы такой же доступ к Балтике, как и в случае победы, ведь объединенные европейские войска уже потерпели к тому времени поражение от монгол. Признания покорности прислали в ставку и германский император и Папа. Становится понятным, почему в русских землях не было зафиксировано ни одного случая восстания против ханской власти, а князья не делали попыток освободиться, даже когда сарайская власть ослабевала.
Исходя из из вышеизложенного, я полагаю, что термин «татарское иго» должен быть признан не отвечающим объективным данным, а его применение рекомендовано ученым сообществом в качестве литературного, а не научного.
Научный работник должен отдавать себе отчет в том, что территория «Руси Залесной», вплоть до побережья Финнского залива являлась улусом Империи Джучидов, на которой распоряжения ханского Двора в период могущества державы выполнялись беспрекословно.
________
4 На чудском озере по немецким данным орден потерял около 70 человек – масштабы деревенской драки. Имеются и примеры того, как военные амбиции Ордена пресекались одним прибытием в Новгород Великого Баскака с его относительно небольшим, но огромным для Прибалтики отрядом латников. Более того, сохранились и письменные свидетельства о просьбах остзейских немцев к Сараю о разрешении на торговлю и проезде через Суздальскую землю.



Мои сайты
Вход
АУДИО









| гр." СТРАННИКИ" |
Электроника
...

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Плагины, сниппеты и пользовательские скрипты на jquery