Верещагино: в труде и в бою
Глава 2-я (окончание)
Полный кавалер ордена Славы Анатолий Павлович Пьянков. Родился в 1925 году в бывшей деревне Малые Соснята нынешнего Бородулинского сельсовета. Перед началом войны закончил курсы трактористов и работал вв Путинской МТС.
На фронт ушел добровольцем в 1943 году. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики. Был командиром отделения автоматчиков, в боях несколько раз ранен.
Осенью 1945 года А.П.Пьянков был демобилизован, работал механизатором, бригадиром тракторного отряда Путинской МТС, а затем руководил станцией техобслуживания «Сельхозтехники».
В 1950 году Верещагинский райвоенком вручил А.П.Пьянкову награду, которая разыскивала его с декабря 1944 года. За героизм, проявленный тогда в боях он был награжден третьим орденом Славы – I степени.
В 1964 году А.П.Пьянков переехал с семьей в Ильинский район, где до выхода на пенсию работал участковым механиком колхоза имени Дзержинского. Фото Анатолия Павловича Пьянкова
Немало верещагинцев-пехотинцев, артиллеристов, минометчиков, десантников, летчиков – за мужество, проявленное в боях, было награждено одним или двумя орденами Красного Знамени. А сколько других наших фронтовиков обошли высокие награды, хотя Героем из них был каждый, кто дошел до Победы или ценой своей жизни и здоровья спас Родину от врага.
Вровень с подвигами фронтовиков можно поставить подвиги тружеников военного тыла на транспорте, колхозных полях, ремонтных мастерских МТС.
Для фронта работал коллектив завода имени Калинина, эвакуированного в Зюкайку. Здесь было налажено производство снарядных гильз, а половину рабочих его цехов составили местные жители.
Военные заказы выполняли и перевыполняли работницы Верещагинского промкомбината, которые шили для армии теплую одежду и белье. Здесь же было освоено производство армейских лыж из местного сырья. Все тогда было подчинено нуждам фронта – и труд, и жизнь, и учеба, а для главного отряда рабочего класса района – транспортников – в первую очередь.
Творческое и новаторское отношение к делу всегда было свойственно верещагинским железнодорожникам. В годы войны в депо широко практиковалась работа по методу новосибирского машиниста Николая Лунина. Для паровозников работать по-лунински означало увеличить объем ремонта своего локомотива, выполняемый собственными силами. Вовремя выявляя слабые места и устраняя неисправности техники на трассе, они продлевали срок службы ее узлов и тем самым увеличивали пробег локомотива между промывками и подъемным ремонтом.
Работая по-лунински, старшие машинисты ИД.Балуев и Н.А.Пискунов добивались замечательных результатов. Паровоз Балуева прошел 10 тысяч километров без захода в депо на промывочный ремонт при норме 4 тысячи километров. А паровоз Пискунова пробежал 61 тысячу километров без подъемки при норме 40 тысяч. Перенимая их опыт и совершенствуя, другие бригады добились еще больших результатов. Так, машинист Н.Н.Игошин прошел на своем паровозе без подъемки 97 тысяч километров, а В.Н.Лузин – 101 тысячу.
По хозяйски ухаживая за своими станками, вовремя выполняя профилактические работы, токари, фрезеровщики, строгальщики механического цеха депо значительно увеличивали межремонтный период и долговечность станков. Каждый понимал, что надежд на получение нового станка в войну быть не может. Весь коллектив механического цеха состоял тогда из пенсионеров, подростков и женщин.
Бригады машиниста М.С.Зарубина, Бозорина, Зашихина стали в депо инициаторами подготовки своих паровозов к зимней эксплуатации собственными силами, средствами и материалами. Они подавали пример экономии топлива, смазки, вождения тяжеловесных составов на высоких скоростях. Локомотивы машинистов Г.М.Нелюлина и И.Д.Балуева удостаивались звания лучших по сети дорог страны.
По итогам всесоюзного социалистического соревнования работников железнодорожного транспорта коллектив нашего паровозного депо в годы войны 5 раз был награжден Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны и 4 раза – переходящим Красным Знаменем Наркомата (Министерства) путей сообщения (НКПС) СССР. Коллектив Верещагинского вагонного участка, работая в тяжелых условиях, дважды за войну получал переходящее Знамя НКПС страны. В дальнейшем, за неоднократное первенство в социалистическом соревновании переходящее Красное Знамя Пермского отделения дороги было передано верещагинским паровозникам на вечное хранение.
Свой вклад в Победу над врагом вносили все трудовые коллективы района: дистанции пути, кондукторского резерва, строительства №31 (вторых путей), железнодорожных станций и разъездов, транспортной и районной милиции, военизированной охраны, «Заготзерно» и других заготовительных организаций, редакции и типографии, больниц и аптек, добровольных пожарных дружин, дошкольных учреждений, райпотребсоюза, подсобных хозяйств, столовых, магазинов, культпросветучреждений, библиотек, детского дома, артели инвалидов, хлебопекарен, мельниц, маслозавода. Каждый человек без остатка отдавал себя общему делу и долгу.
Нельзя не сказать о несомненном вкладе в Победу и работников медико-санитарной службы района. К их величайшей заслуге следует отнести то, что за все годы войны у нас не было случаев эпидемических вспышек инфекционных заболеваний, несмотря на огромный дефицит мыла, отсутствия каких-либо моющих средств, транзитное положение станции Верещагино, через которую в эшелонах следовали миллионы людей, и все другие чрезвычайные трудности военного времени. Сохранить здоровье людей в тех условиях было крайне сложно.
В нашем городе в то время была только железнодорожная баня, работавшая на пределе возможного, без выходных до глубокой ночи. На станции был установлен строжайший порядок: для получения права проезда по железной дороге нужно было в обязательном порядке пройти здесь санитарную обработку. Старожилы помнят, что долгие годы бесперебойную работу нашей бани вместе с другими обеспечивала супруги Давыдовы. В свободное от учебы время им помогали три дочери школьницы. За свой самоотверженный труд в годы войны семья эта, несомненно, заслужила признательность и добрую память всех верещагинцев.
9 мая 1945 года пришла к нам долгожданная и выстраданная народом Победа. Радостным праздником встретили верещагинцы весть о безоговорочной капитуляции и позорном крахе армий германского фашизма, а затем и японского милитаризма. Мир пришел на советскую землю.
Победа нашего народа оплачена невероятной ценой: лишениями, напряжением, недоеданием и самым дорогим – миллионами жизней.
После мобилизации возвратились домой наши фронтовики. Они стразу же включились в работу трудовых коллективов города и района.
С тех пор прошло 50 лет. О тяжести, страданиях и утратах военного лихолетья верещагинцам напоминают сейчас лишь штык-обелиск со звездочкой, увенчанной венком, и памятная стела в городском сквере. Мемориалы с именами павших в боях земляков стоят в Зюкайке, Вознесенском и других населенных пунктах района. Есть на нашем городском кладбище братские могилы воинов, скончавшихся от ран в Верещагинском госпитале и немало безымянных бугорков над захоронениями женщин, детей, стариков, умерших в вагонах от болезней дистрофии во время эвакуации и снятых с эшелонов на нашей станции. Осталась в нашем крае и горькая память матерей, вдов и сирот фронтовиков, не вернувшихся домой с полей сражений.
Война – для народа всегда огромное бедствие. Тяжелы и незабываемы уроки и утраты Великой Отечественной. Однако, некоторые люди, не знавшие войны, сейчас пытаются представить жертвы, понесенные советским народом, напрасными. Война эта, особенно первый ее период, действительно, имела много трагических моментов и «белых», необъяснимых пятен. Но нельзя эти «белые пятна» нашей истории замазывать только черными красками и, тем более, грязью и клеветой на народ, спасший мир от фашизма.
Люди шли в бой с именем Сталина, но умирали они не за него. А за свою Родину, землю, семью, защищая от врага то, что им свято и дорого.
На фронте и в тылу советские люди отстояли честь, свободу и независимость Родины и, не колеблясь, отдавали за это самую дорогую цену. Эстафету этой тяжелой, горькой, но славной и героической Победы они передали нам для гордости и памяти о прошлом.
_____________________
Город Верещагино 1996 год.