RSS Регистрация Главная
<-на оглавление



Верещагино: продолжение истории


Историко-краеведческий очерк (Часть 3)

ОТ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ – К СОЗИДАТЕЛЬНОМУ ТРУДУ (1945-1969)

Победоносно завершилась Великая Отечественная война. Перед народным хозяйством и, в частности, трудящимися Верещагинского района встали новые задачи. Решать их было непросто: сказывались напряжение четырех военных лет, самоотверженная работа только для нужд фронта, перенесенные людьми лишения. Но жизнь продолжалась.

10 февраля 1946 года состоялись выборы в Верховный Совет СССР II созыва. Верещагинские избиратели проголосовали за своих кандидатов: в Совет Союза – председателя Пермского (Молотовского) облисполкома А.И.Швецова, в Совет Национальностей – вторично, как и в предвоенные выборы, за председателя ВЦСПС Н.М.Шверника.

На своей первой сессии весной того же года Верховный Совет СССР утвердил IV пятилетний план развития экономики страны на 1946-1950 годы. Главной целью стало восстановление пострадавших от войны районов, а также повсеместное достижение довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства.

Как складывались дела в Верещагинском районе?
Жизнь в городе и деревни перестраивалась на мирный лад. Отправлялись домой, на запад, эвакуированные на Урал семьи. В 1946-1947 годах вернулись в родной район военнообязанные старших возрастов, призванные в Армию и на Флот. Кадровые органы предприятий и железнодорожныя дортехшкола проводили большую работу по их трудоустройству и переучиванию. В трудовых коллективах начали применяться формы бригадного ученичества. В этот период подготовку механизаторов и других специалистов сельского хозяйства хорошо наладили в Зюкайке. Здесь, на базе машинно-тракторной мастерской (МТМ) в феврале 1944 года создали ФЗО №61, которая готовила механиков, кузнецов и токарей. В дальнейшем она была переименована в ремесленное училище –РУ №34, а с 1961 года в СПТУ-71. За 30 лет работы эта кузница кадров сельского хозяйства подготовила для нашего и соседних районов около 18 тысяч специалистов. Обучение их проходило и в местном техникуме механизации сельского хозяйства.

В феврале 1946 года в Верещагино начинается интенсивное строительство крупной трикотажной фабрики, которая позволила бы наладить выпуск нужной для населения продукции и обеспечить трудоустройство большого количества женщин. Одновременно со строительством здесь, в школе ФЗО, велась подготовка 300 молодых работниц основных специальностей. В начале мая 1947 года фабрика уже выдавала первую партию продукции. В течение первого года работы выпущено 100 тысяч изделий верхнего и бельевого трикотажа. Организатором строительства Верещагинской трикотажной фабрики и первым руководителем коллектива был Н.А.Петренко. одновременно с организацией производства под его началом поднимались и первые жилые дома для трикотажников. Сегодня здесь – большой благоустроенный микрорайон. Фото строящейся трикотажной фабрики

9 февраля 1947 года состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. (Наш первый депутат А.М.Седов скончался 4 марта 1947 года). На II созыв Верховного Совета республики верещагинцы избрали своим депутатом министра здравоохранения РСФСР Г.Н.Белецкого. Осенью того же года прошли первые после войны выборы в местные Советы депутатов трудящихся – областной, городской, районный, поселковый и сельские.
В годы войны в районе, как и повсюду в Прикамье, ощущался дефицит электроэнергии. Особенно он обострился в послевоенное время. Мощности нашей железнодорожной электростанции не хватало даже для нужд города. Поэтому бытовое потребление электроэнергии строго ограничивалось.

С 1948 года в районе Перми начинается строительство мощной Камской ГЭС, которая дала первый ток уже осенью 1951 года. Через два года был введен в строй ее последний агрегат. В дальнейшем система «Пермэнерго» совершает в своем развитии настоящий скачок. В 1961-1964 годах последовательно вводятся в эксплуатацию все агрегаты Воткинской ГЭС, построенной в нижнем течении Камы (вскоре поселок гидростроителей получил статус города – это современный г. Чайковский). Высоковольтные линии электропередач (ЛЭП-500) соединили обе гидростанции – Камскую и Воткинскую – с энергомощностями Свердловской области. Была создана единая кольцевая система «Уралэнерго», которая в свою очередь вошла в Единую энергетическую систему Европейской части Советского Союза и всей страны.

По территории нашего района прошла высоковольтная ЛЭП от Оверят (район Краснокамска) в направлении Верещагино – Киров. Она обеспечивала электрификацию железной дороги и надежное энергоснабжение производства и населенный пунктов нашего и ближайших районов. От Верещагино была проложена линия напряжением 35 киловольт в район Сивы, к картонной фабрике «Северный коммунар».

В декабре 1947 года в стране проведена денежная реформа. Масштаб цен новых денег, по сравнению с прежними, составил 1:10. Успехи советского народа в восстановлении народного хозяйства позволили одновременно отменить карточную систему распределения хлеба и других продуктов питания.

Рост жилищного и промышленного строительства в послевоенный период серьезно сдерживался слабостью производства строительных материалов. Существующие в Верещагино и Зюкайке маломощные кирпичные заводы не могли удовлетворить необходимые потребности. Для решения проблемы на южной окраине города, у железнодорожного тупика, начинается строительство шлакоблочного завода. Сырьем для него стали большие отвалы каменноугольного шлака, годами накапливающегося здесь после чистки паровозных топок. В декабре 1949 года шлакоблочный завод МПС, построенный под руководством своего первого директора Г.В.Сарданова выдал первую продукцию. Фото Шлакоблочного завода

Выпускаемые здесь шлакоблоки позволили развернуть строительство двухэтажных жилых домов железнодорожников машинистов по улице Карла Маркса, городка одноэтажных коттеджей машинистов в районе пруда водокачки, осуществить реконструкцию цехов паровозного депо и т.д. Дальнейшее развитие и совершенствование производства позволило перейти к выпуску различных по объему и форме строительных железобетонных конструкций. Современный Верещагинский завод ЖБК – одно из передовых предприятий города, крупный поставщик разнообразной продукции всем отделениям Свердловской железной дороги.

Дальнейшее развитие получает железнодорожный транспорт. В послевоенные годы вторые пути были введены на последних перегонах главного направления Пермь-Киров. Однако потребность в дальнейшем наращивании темпов и объемов народнохозяйственных грузов не уменьшалась, а железные дороги в этом отношении отставали.

В 1948 году на транспорте вновь появились политотделы. Они возглавили работу партийных и комсомольских организаций, постоянно контролировали вопросы строительства и технического перевооружения дорог, внимательно поддерживали все передовые начинания. Уровень политической работы и партийного контроля, благодаря их деятельности, значительно повысился. В 1953 году оба отделения Пермской железной дороги (Пермское и Чусовское) были объединены со Свердловской железной дорогой, которая стала одной из крупнейших в стране.

В этих условиях в Верещагинском паровозном депо по инициативе секретаря узлового парткома Г.А.Варанкина возникает массовое движение бригад за превышение нормы суточного пробега локомотива, составляющей тогда 340 километров. Политотдел и руководство дороги поддержали это начинание, вошедшее в историю как движение пятисотников. В него включались все другие взаимодействующие транспортные службы.

Зачинателем движения пятисотников в Верещагино явилась бригада комсомольско-молодежного паровоза ФД № 2577 коммуниста Н.М.Каменских, которая в первом же рейсе довела пробег до 419 километров. Опираясь на ее опыт, стали наращивать темпы бригады машинистов А.В.Верховцева, В.П.Игнатьева, Н.К.Чалова, Е.В.Шистерова. В одном из рейсов паровоз А.В.Верховцева сделал 840 километров суточного пробега!

Инициативу поддержали вагонники, сократившие время технического осмотра поездов, путейцы, последовательно снимавшие ограничения скорости по участкам, и другие службы узла, вплоть до работников столовой ОРСа, которые обеспечивали питанием локомотивные бригады во время стоянки в Верещагино непосредственно на ее рабочем месте. Экономное, рациональное расходование запаса воды в рейсе позволяло исключить некоторые остановки для ее набора, то есть также способствовало ускоренной перевозке грузов. Фото Памятника- ФД

Движение пятисотников приняло в депо массовый характер. Верещагинцы были признаны передовым коллективом по сети дорог страны. За проявленную инициативу и новаторство старшему машинисту комсомольско-молодежного паровоза Н.М.Каменских 5 марта 1953 года присвоено звание лауреата Сталинской премии. Еще раньше он был награжден орденом Красной Звезды за образцовое выполнение заданий по военным перевозкам.

В том же году в депо развернулось соревнование бригад за увеличение пробега паровозов между промывочными и подъемочными ремонтами. Его инициаторов, машинистов И.Д.Балуева и А.В.Верховцева, поддержали бригады Н.Н.Волегова, Н.И.Деменева, С.И.Деменева, Е.Н.Игошина. Ф.К.Колчанова, В.Н.Лузина, В.А.Нелюбина, П.П.Плетнева, Н.А.Пискунова, П.С.Соболева и другие творчески работающие коллективы. Этим существенно разгружались ремонтные цехи депо. 50-е годы в истории Верещагинского депо заполнились также освоением вождения тяжеловесных и сдвоенных поездов. Этот метод снижал потребность магистрали в дополнительных паровозах и их бригадах при значительном увеличении народнохозяйственного грузопотока.

Для вождения тяжеловесных составов на нашем сложном по вертикальному профилю участку дороги ранее вынужденно применялись два паровоза одновременно. Дело в том, что магистраль от Перми до Балезио состоит из затяжных подъемов, особенно сложными из которых являются участки Чайковская – Григорьевская – Мокино, Зюкай – Верещагино, Бородулино – Шныры, и Кезм – Чепца. Даже мощный паровоз ФД с поездом предельного веса здесь в одиночку не справлялся. Поэтому в коллективе депо возникла идея вождения сдвоенных поездов одним локомотивом с использованием дополнительного паровоза-толкача на подъемах и силы инерции движения – на спусках.

Новый метод осваивали сначала машинисты – инструкторы И.Н.Азанов, А.И.Балуев, Х.А.Будин, Г.Я.Ежов, А.Я.Колчанов, Н.П.Прозоров, А.А.Раков, которые после совместных пробных рейсов допускали к такой работе других машинистов. За ними к вождению «двойников» приступили П.П.Балуев, И.Ф.Вахрамеев, Г.Г.Завьялов, М.С.Зарубин, В.П.Игнатьев, Н.М.Каменских, П.П.Чайков, И.Г.Чеборако, В.Д.Юрков и другие. Накопленный опыт работы «толкачей» позволил полностью отменить двойную тягу. Машинисту Ивану Григорьевичу Чеборако удалось провести рекордный тяжеловесный состав. Который превышал обычный на 526 тонн.

В конце 50-х годов в депо вошел в строй новый цех подъемки: были дополнительно получены мощный энергопоезд и более 20 паровозов; реконструировались другие цеха, развивалось жилищное строительство. Разворачивалось и движение бригад по экономии воды и топлива. За успехи во Всесоюзном соревновании коллективу Верещагинского паровозного депо было вручено переходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Большая группа работников отмечена правительственными наградами только ордена Ленина удостоены 30 человек, многие награждены орденами Трудового Красного Знамени. Высшим для транспортника знаком «Почетному железнодорожнику СССР» отмечены 47 лучших работников депо. 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи в деле развития железнодорожного транспорта машинисту Григорию Григорьевичу Завьялову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

27 февраля 1955 года состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР IV созыва. Верещагинцы избрали в него своим депутатом учительницу железнодорожной средней школы № 121, коммуниста Ольгу Ивановну Тихонову. При последующих выборах в Верховный Совет республики, состоявшихся 1 марта 1959 года, она была избрана депутатом от нашего округа на второй срок.

В конце 1960 года введено в строй новое трехэтажное здание железнодорожной школы № 121. В прежнем, двухэтажном, здании разместилась восьмилетняя школа № 124. В 1960 году широким фронтом развернулась реконструкция нашего участка Свердловской железной дороги. Электрификацию транспорта можно считать вторым рождением магистрали, так как она коренным образом изменила все транспортные службы. Свою 60-летнюю историю наш участок дороги прошел достойно.

Известно, что при холмистом рельефе местности электрификация железных дорог особенно эффективна. Мощные электровозы могут с хорошими скоростями проводить здесь такие большегрузные составы, которые раньше вообще были немыслимы. Кроме того, на таких участках широко применяется рекуперация, дающая значительный экономический эффект: она обеспечивает возврат электроэнергии в контактную сеть (от 11 до 21 процента). Суть ее состоит в том, что на спуске, с увеличением скорости поезда, тяговые электродвигатели локомотива работают в режиме генератора, тормозящего состав и возвращающего электроэнергию обратно в контактную сеть.

Следует также отметить, что в 60-е годы тепловозы и электровозы были наиболее экономическими локомотивами. Коэффициент их полезного действия (кпд) достигал 25 и 30 процентов соответственно, тогда как кпд даже лучших магистральных паровозов не превышал 5 – 7 процентов.

Первым был электрифицирован участок Пермь-Балезино. В 1962 году через нашу станцию пошли электровозы от Перми до Чепцы. По подсчетам специалистов, затраты на выполнение всех работ здесь окупились за 3,5 года, хотя реконструкция тяги, позволяющая увеличить длину и вес поездов, потребовала усиления пути и удлинения приемо-отправочных путей на станциях и разъездах. Одновременно с электрификацией были проведены реконструкции всего путевого хозяйства, укладка рельсов тяжелого типа, постановка шпальной решетки на щебень и другие работы.

В 1961-1963 годах для электрификации железной дороги построили ЛЭП-110 Оверята – Балезино с тяговыми подстанциями – Оверятская, Чайковская, Менделеевская, Верещагинская, Бородулинская.

Электрификация магисрали потребовала массового переучивания бывших паровозных бригад. Еще в 160 году в депо была создана группа по изучению устройства тепловоза. В дальнейшем с прибытием преподавателей, начались занятия, без отрыва от работы, группы будущих машинистов электровоза в Верещагинской дортехшколе. Переучивание бригад проводилось одновременно и на шестимесячных курсах, организованных дортехшколой Свердловска. Освоение новой техники оказалось делом нелегким: оно требовало от людей соответствующего уровня общеобразовательной подготовки. Многие были вынуждены обратиться к учебникам. На помощь пришли учителя Верещагинской вечерней школы. Немало терпения, кропотливого труда, товарищеской взаимопомощи вложили в процесс переучивания инженерысами обучающиеся.

Электровозы ВЛ-22, ВЛ-22-М, ВЛ-19 начали поступать на нашу станцию летом 1961 года. Честь привести первый из них предоставили Герою Социалистицеского Труда Г.Г.Завьялову. Прибытие электровоза на станцию Верезщагино было торжественно и волнующим. Оно знаменовало собой начало нового этапа в биографии магистрали. Одновременно с электрификацией на железной дороге началось внедрение новой технологии эксплуатационной работы. Удлинение тяговых плеч локомотивов позволило сократить число локомотивных депо, кондукторских резервов, пунктов технического осмотра вагонов, исключить склады топлива для бывших паровозов и т.д. По этой причине в Верещагино появилась возможность ликвидировать паровозное депо, а на его базе создать завод по ремонту путевых машин и производству запчастей. На станции был организован подменный пункт локомотивных бригад, входящих в состав депо Пермь-Сортировочная. Многим локомотивным бригадам с их семьями пришлось переехать на жительство в Пермь, в частности, в поселок Железнодорожный областного центра.

Развитие сельского хозяйства района в послевоенный период шло сложным и трудным путем. Для нужд фронта в войну были переданы все трактора, значительная часть автомобильного парка и поголовья лошадей. Резко возросла доля ручного труда на полях и фермах. После окончания войны далеко не все мужчины вернулись на село. Проведение сезонных работ в колхозах было немыслимо без массового участия городского населения. В конце 40-х годов большое внимание стало уделяться механизации основных сельскохозяйственных отраслей, особенно полеводства. На селе, как и в городе, появилось немало бывших армейских автомашин, а также тракторов и автомобилей с газогенераторными двигателями, работающими на твердом топливе – березовых чурках. Однако особого улучшения не замечалось. Валовые сборы зерна даже в 1953 году не достигали уровня довоенного 1940 года. Почти не росло поголовье скота, низкой оставалась продуктивность. Нарушался принцип материальной заинтересованности селян в развитии производства: закупочные цены были непомерно низкими. Результатом этого явился заметный отток сельского населения в город.

В целях укрепления материально-технической базы колхозов в районе в 1950 году начинается их укрупнение. Некоторые улучшения на селе наметилось после сентябрьского (1953г.) Пленума ЦК КПСС, впервые после войны основательно рассмотревшего меры по развитию сельского хозяйства страны. Был восстановлен принцип материальной заинтересованности, повышены закупочные цены, снижены размеры обязательных поставок, введено ежемесячное и ежеквартальное финансирование колхозов. Пленум принял меры к изменению налоговой политики, увеличению ассигнований на нужды колхозов и совхозов, а также к укреплению материально-технической и кадровой базы сельского хозяйства. В результате этого производство и продажа сельскохозяйственной продукции колхозами несколько возросли.

В 1954 и 1955 годах верещагинцы приняли участие в общенародном освоении целинных и залежных земель Казахстана, Алтая и Сибири, проводившемся в соответствии с решением февральско-мартовского (1954г.) Пленума ЦК КПСС. Большая группа нашей сельской и городской молодежи, проявив патриотический порыв, добровольно выехала в эти районы, где создавала новые совхозы, трудилась на полях, в строительстве, на ремонте техники.

В соответствии с решением февральского (1958г.) Пленума ЦК КПСС, весной 1958 года в области и районе началась реорганизация МТС в ремонтно-технические станции (РТС). Колхозы получили возможность закупать трактора, комбайны и другие сельскохозяйственные машины. Это позволило сосредоточить в одних руках и землю, и обрабатывающую технику. В середине 60-х годов ситуация в сельском хозяйстве района вновь осложнилась. Значительно снизилась урожайность зерновых. Виною тому стали ломка сложившихся в колхозах традиционных севооборотов и волюнтаристское внедрение пропашной системы земледелия, хотя в хозяйствах не имелось должного количества средств для восстановления плодородия почвы. Большие площади лучших полей, во исполнение директивных указаний сверху, засевались кукурузой, которая как показывал опыт, не могла в наших природных условиях решить ни зерновую, ни кормовую проблему.

В истории нашего района, как и области, и страны в целом, период семилетки (1959-1965) отличался внедрением многочисленных и разнообразных по характеру реформ. Не приводя к существенным сдвигам в экономике и руководству ею, нововведения оборачивались дополнительным бременем затрат, неустойчивостью и ростом административного аппарата. Один из таких примеров – переход к производственному принципу организационного строения партии. В краях и областях были образованы две партийные организации, из которых одна объединяла коммунистов, работающих в промышленности, строительстве и на транспорте, а другая – коммунистов, работающих в сельском хозяйстве. Аналогичное разделение было осуществлено в областных Советах депутатов трудящихся, в профсоюзах и комсомоле.

В соответствии с решениями ноябрьского (1962г.) Пленума ЦК КПСС, на территории Пермской области, как и в большинстве других областей, появились две партийные организации – промышленная и сельская, а также два областных комитета партии – промышленный и сельский. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года в нашей области было создано два областных Совета депутатов трудящихся – сельский и промышленный с их исполкомами, при которых существовали соответствующие отделы и управления для обеспечения руководства различными отраслями деятельности этих Советов.

Наряду с этим. В Пермской области проводилось укрупнение районов, были пересмотрены границы территории и некоторых сельсоветов, изменена подчиненность местных Советов. Появился новый укрупненный Верещагинский сельский район, в который вошли Сивинский и Карагайский районы. Сам город Верещагино вошел в состав Нытвенского промышленного района.

Верещагинский сельский район с центром в нашем городе охватывал территорию 6,6 тысячи квадратных километров с населением 83,8 тысячи человек, из них сельских жителей – 79,7 тысячи. Рабочий поселок Зюкайка, входящий в него, в то время насчитывал 4,1 тысячи человек, причем все они составляли единственное городское население нового района. Верещагинский сельский район, кроме Зюкайского поселкового, включал 42 сельских Совета и насчитывал (на 1 июля 1963 года) 1238 населенных пунктов.

Руководство сельскохозяйственным производством в Верещагинском сельском районе осуществлялось через его территориальное колхозно-совхозное управление. В 1963 году сюда входили 24 колхоза и совхоз «Обва» Менделеевского сельсовета бывшего Карагайского района, причем 4 колхоза из 24 оставались на прежней территории нашего района. Это были большие укрупненные хозяйства – колхозы им. Ильича Вознесенского сельсовета, им.Куйбышева Коротаевского сельсовета, «Путь Ленина» Сепычевского сельсовета. Опытно-производственное хозяйство «Уралец» в состав Верещагинского производственного колхозно-совхозного управления не входило: оно относилось в то время к объединению «Пермнефть».

Следует иметь ввиду, что Верещагинское территориальное производственное колхозно-совхозное управление, созданное в 1962 году, сначала объединяло семь районов: Верещагинский, Карагайский, Сивинский, Очерский, Большесосновский и Частинский. Именно в это время у нас перестала выходить газета «Ленинский ударник», на смену ей пришла газета «Заря коммунизма», первый номер которой отпечатан в день 50-летия газеты «Правда» - 5 мая 1962 года. ->продолжение

Мои сайты
Вход
АУДИО









| гр." СТРАННИКИ" |
Электроника
...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Плагины, сниппеты и пользовательские скрипты на jquery