RSS Регистрация Главная
<-на начало 3-ей главы

(окончание третьей главы)

При колчаковцах коммунист Кряжевских, продолжал работать слесарем на станции и других железнодорожных участках, руководил группой подпольщиков. Они помогали партийным работникам переходить линию фронта для дезорганизации белогвардейского тыла, задерживали в депо ремонт паровозов и вагонов, по заданию штаба 3-й армии собирали разведанные. Подпольная работа Ф.М. Кряжевских продолжалась до мая 1919 года. Когда он по доносу провокатора была арестован на станции Кез. Несмотря на жестокие побои контрразведчиков в Верещагино, он не выдал своих товарищей. После отправки в Пермь. Где коммуниста ждали новые допросы и расстрел, Кряжевских заболел сыпным тифом. Однако ему удалось не только выжить, но и бежать с товарищами из тюремного изолятора при помощи пермских подпольщиков.

В ходе наступления войск Колчака 2-я и 3-я армии отошли к Глазову и устью реки Вятки. На несколько дней был сдан город Глазов. Однако сопротивление Красной Армии нарастало. Командующий Сибирской армией белых генерал Гайда, который намеревался через полтора месяца после начала наступления войти в Москву, в апреле писал: «Левый фланг противника упорно защищает каждую деревню и отступает очень упорядоченно, оставляя слишком мало трофеев».

12 апреля 1919 были опубликованы написанные В.И. Лениным «Тезисы ЦК РКП (б) в связи с положением Восточного фронта». В них говорилось: «Надо напрячь все силы, развернуть революционную энергию, и колчак будет быстро разбит». Эти тезисы стали боевой программой действия большевистской партии в борьбе за свою власть в России. Партия большевиков сделала все, чтобы к маю 1919 года подготовить мощное контрнаступление Восточного фронта.

Успехи южной группы войск под командованием М.В. Фрунзе заставили Колчака перебросить часть своих сил с Пермского направления для усиления уфимского участка фронта. А это позволило перейти в наступление 2-й и 3-й армиям из района Глазова и Вятки. Сравнительно быстро красноармейцы овладели Глазовым, Сарапулом, Ижевском, Воткинском. 17 июня 3-я армия с боями перешла границу Пермской губернии и вступила в Оханский уезд. В полдень 20 июня части ее 29-й дивизии со стороны Сепыча выбили белых из поселка Верещагино и села Вознесенского. Ского полка ( Сделали это вырвавшиеся вперед батальоны Стального Путиловского кавалерийского полка (командир Ф.Е. Акулов, военком А.П. Агарков) и 21-го мусульманского полка Особой бригады ( командир Серебренников, военком Козель). Революционно настроенная часть населения с радостью встречала красноармейцев. Для сторонников Советской власти закончился более чем трехмесячный кошмар колчаковского террора.

Сибирской армии белых не помогла и мощная линия обороны на рубеже: станция Чайковская – село Ильинское. Наступающие советские войска неудержимо продвигались к берегам Камы. В ходе рейда лесными дорогами на Пермь Стальной Путиловский кавалерийский полк Ф.Е. Акулова перерезал железнодорожную магистраль в районе станции Шабуничи и чуть было не пленил командующего Сибирской армией белых генерала Гайду, которого спасла чистая случайность. Его бронепоезд, оставшийся без охраны, спешно отошел в Пермь, и Гайда сразу же приказал взорвать за собой камский мост. Но и это уже не могло остановить наступление красных. 1 июля 1919 года В.И. Ленин своей телеграммой горячо приветствовал части 3-й армии, освободившей Пермь и Кунгур.

Вместе с армией Колчака покинула свое имение и помещица Елена Сатина. Она приказала угнать с собой на восток и своих знаменитых племенных коров-тагилок. К сожалению, бесценные эти коровы погибли в суматохе камской переправы, а перепуганную помещицу белые посадили в железнодорожный вагон. И пропал навсегда ее след. Новые хозяева пришли на сатинскую дачу и с ними – коммунист Михаил Петрович Пашков. Бывший кондитер, человек решительный и настойчивый, он стал здесь организатором первого на верещагинской земле совхоза.

Многие верещагинцы прошли в рядах Красной Армии боевой путь от Омска, Новониколаевска (Новосибирска), Иркутска, Польши и Крыма. некоторые из них с января 1920 года служили в 1-й Революционной армии труда, которой стала бывшая 3-я армия.

Нельзя не вспомнить и о десятках верещагинцев: машинистах, их помощниках, путейцах, связистах, которые выполняли свой нелегкий долг в Первом Уральском железнодорожном батальоне. Вслед за наступающими полками Красной Армии они восстанавливали взорванные мосты, разрушенные пути, пункты водоснабжения и средства связи. Многие из них отдали свою жизнь за счастье народа, который ждали впереди чудовищные испытания возводимой большевиками системы. Но в то время никто предвидеть этого не мог. Колчаковцы после себя оставили в Верещагино следы немалых разрушений. Вокзал, путейское и деповское хозяйство были взорваны или выведены из строя. Часть специалистов железной дороги с их семьями были насильно вывезены в Сибирь арестованных колчаковцы погрузили в вагоны с семьями коммунистов и объявили их заложниками. Среди них были жена Ф. М. Кряжевских, Мария Антоновна и его отец. Эти вагоны дотащили до Иркутска, а там в панике дальнейшего отступления бросили. Верещагинский ревком сразу возглавил все восстановительные работы, которые шли на станции день и ночь. Уже 11 июля 1919 года дорога ожила: удалось восстановить сообщение от станции Верещагино в сторону Вятки, а 21 июля - в сторону Перми, до взорванного камского моста.

Вскоре в поселке было налажено производство кирпича. На западной его окраине началось строительство семи жилых домов и несколько бараков. Партийная организация развернула активную работу среди населения поселка и деревень. Все коммунисты в порядке обязательной очередности выступали с докладами о текущем моменте, проводили массовые читки газет, сообщений с фронтов гражданской войны. В результате активной пропагандистской работы и других практических мер усиливались общественный порядок, дисциплина и производительность труда, восстанавливались хозяйство и транспорт, из деревень пошел хлеб, на фронт отправлялись новые добровольцы. Особенностью тех лет стало массовое участие верещагинцев в безвозмездных коммунистических субботниках. Первый из них был проведен 10 декабря 1919 года. В ходе их шли работы по расчистке путей, заготовке ров для нужд железной дороги в районе разъезда № 29, который впоследствии был назван Субботники. Особенную активность при этом проявляли комсомольцы.

18 февраля 1920 года, на два месяца раньше намеченного срока, был восстановлен и открыт для движения камский железнодорожный мост. Надежды контрреволюции на длительную изоляцию промышленного Урала от центральных и восточных районов России не оправдались. В те годы верещагинцы, руководимые советской властью, ч энтузиазмом участвовали в мероприятиях Недели фронта и транспорта, Недели помощи Западному фронту, восстанавливая паровозы и вагоны, собирая теплые вещи для нужд Красной Армии. Так, в августе 1920 года они в качестве своего трудового подарка бойцам Западного фронта отправили в Екатеринбург поезд: паровоз и 20 вагонов, отремонтированных ими в ходе бесплатных сверхурочных работ. Прибывшая с поездом делегация верещагинских рабочих призвала на митинге трудящихся Екатеринбурга последовать их примеру. (об этом сообщила тогда газета «Правда»). Почин был подхвачен всеми железнодорожниками Пермской дороги. Учительница Юлия Николаевна Мартемьянова вспоминала: «Октябрьскую революцию мы приняли как праздник. Учителя и учащиеся организовывали концерты, спектакли в открывшемся недалеко от школы рабочем клубе. Читали для неграмотных газеты и листовки. А когда колчаковцы подошли к Верещагино, заведующая интернатом вывела на привокзальный перрон 35 школьников, и отступающие красноармейские части взяли их в свои эшелоны».

Любопытная история создания этой школы. Сборы пожертвований на ее строительство начались еще за несколько лет до 1917 года и проводились они главным образом в местной церкви. Крестьянин Федор Моисеевич Мазунин безвозмездно передал под здание и сад школы свою землю. проектировал ее и руководил строительством архитектор Николай Васильевич Докучаев, сын известного ученого-агронома и почвоведа. 1 сентября 1917 года новая школа поселка Верещагино распахнула свои двери. Она была названа высшим начальным училищем. Оригинальное двухэтажное деревянное здание ее (ныне – железнодорожная школа № 87 и сейчас украшает Верещагино. Ю.Н. Мартемьянова была одной из первых учительниц этой школы.

Позже в здании школы, которое было тогда самым лучшим и вместительным в поселке, по вечерам зачастую проводились заседания Верещагинского ревкома. Учащиеся и учителя активно участвовали во всех общественных мероприятиях. Бывший член ревкома Михаил Михайлович Кряжевских писал в своих воспоминаниях: «Весной 1918 года мне было поручено руководить субботником на 29-м разъезде. По колено в воде и снегу 200 учащихся высшего училища резали и грузили дрова для железнодорожников Верещагино и Перми. Трудно было поверить. Что эти голодные (а мы получали тогда по полфунта хлеба и две картофелины на день), оборванные парни и девушки сумели за несколько часов отправить два эшелона с топливом.

В этот же период, 26 октября 1918 года, на станции Верещагино в числе самых первых на Пермской железной дороге была создана детская площадка. «Имени первой годовщины Октября». На первых порах площадку посещали 15-20 детей рабочих и служащих-железнодорожников; дети приобщались здесь к коллективизму и начальным трудовым навыкам. Первым воспитателем детей на площадке стала Вера Федоровна Кукушкина. Она одна ухаживала за детьми, готовила для них, кормила, делала уборку и стирала белье малышей. Железнодорожная детплощадка «Имени первой годовщины Октября» стала в нашем крае первым дошкольным учреждением.

После освобождения Прикамья от белой армии верещагинцы самоотверженно трудились на ликвидации последствий разрухи в деревнях и на железной дороге. Советская власть, возглавившая на местах это всенародное движение, взяла его в свои большевистские руки и теперь утверждала здесь себя прочно и, казалось, навсегда.

__________________ город Верещагино 1994 год

<- СОДЕРЖАНИЕ

Мои сайты
Вход
АУДИО









| гр." СТРАННИКИ" |
Электроника
...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Плагины, сниппеты и пользовательские скрипты на jquery