на Оглавление
115.
Однако до Холмогор и устья Печоры арабские купцы самостоятельно не доходили, т.к. по свидетельству большинсва арабов, всех иностранцев, кто пытался сомостоятельно торговать где-то за Булгаром, подстерегали какие-то страшные опасности. Например, арабский писатель Истахри, автор географического сочинения "Книга путей и царства", около 925 года писал: "Никто из них не добирается дальше Эрты, ибо туземцы убивают всх чужестранцев и бросают их в воду". Ему вторил другой арабский писатель Мукадасси: "Ни одному чужестранцу не удается ступть на их землю, не поплатившись тотчас же за это своей жизнью".
Об опасностях, подстерегающих всех, кто поедет дальше Булгара, предупреждал также Ибн-Хаукаль, арабский путешественник второй половины X века: По торговым делам никто не едет дальше Булгара; никто не едет до Эрзы (Арса? -Авт.), ибо тамошние жители убивают всех встречающихся им чужестранцев".
О том, что арабские купцы не бывали выше Булгара, подтверждает свидетельство еще одного восточного писателя, Сихаба ибн-Фащша ал-Омари (1300-1348): "Купцы наших стран не забираются дальше города Булгара; купцы булгарские ездят до Чулымана, а купцы Чулыманские ездят до земель Югорских, которые на окраине Севера... За Югрою живет на берегу морской народ, пребывающий в крайнем невежестве. Они часто ходят в море."
Почему так были напуганы арабы, кто же мог на них нападать? По мнению некоторых исследователей, вероятно, это были выдумки местных торговцев, тех же булгар и пермяков. Чтобы избежать торговой конкуренции, отпугнуть чежеземных торговцев, от основных районов торговли пушнины и сохранить их за собой, местные купцы придумывали жуткие истории о людях-чудовищах и людоедах, обитавших на Крайнем Севере. От арабов эти фантастические сообщения перекочевали позднее в книги писателей Западной Европы.
116.
Восточно-булгарская торговля доходила только до страны Веси (Вису). А выше начинались владения славянских племен, после X-XI веков проникшиех в Биармию. Подобно скандинавам, новгородцы, а позже и ростовцы-суздальцы вели с Биармией и торговлю и войну. Одну часть этой страны они называли Заволочьем, другую - Печорой, а самую дальнюю - Югорским краем (Югрою) из Биармии как скандинавы, так и новгородцы вывозили дорогие меха, моржовые клыки, китовый ус и другие товары, которыми была богата здешняя земля.
Самым последним сообщением, свидетельствующим о восточной торговле мехами на Крайнем Севере, является описание великого арабского путешественника Ибн Баттуты (1304-1375), которое относится приблизительно к 1340 году, достигнувшего Булгара, с тем чтодбы "увидеть предельную краткость ночи" в этих широтах. Ибн Баттута еще успел сообщить, какие бешенные деньги платили в Индии за горностаевый мех: четыреста динаров за одну шкурку! С тех пор в исторических источниках уже не найти сведений о проникновении арабов в Булгар и к таинственной стране Мрака и Тьмы.
Более 400 лет просуществовали эта необычная торговля. Почему и при каких обстоятельствах прекратились торговые связи между Востоком и Крайним Севером - уже никто никогда не узнает. Главной причиной, наверное, стало то обстаятельство, что все северные земли, в том числе и Югра и Биармия, стлив данниками Великого Новгорода. Новгородцы становятся своего рода монополистами в обладании всех богатств Севера, особенно после разгрома татаро-монгольского ига. Поэтому арабам было значчительно проще купить товары у тех же новгородских купцов и русов, приехавших торговать к Каспийскому и Черному морям, чем рисковать жизнью среди огромных просторов Крайнего Севера.
117.
Более того, историками был отмечен очень интересный факт, что торговцы из арабских стран перестали посещать наш Север именно после Мамаева побоища на Куликовском поле 8 сентября 1380 года. Кроме того, известно еще одно любопытное свидетельство, на Куликовом поле видели нубийских верблюдов. Выходит, что на стороне Мамая воевала верблюжья кавалерия из Египта. Значит, у татар был заключен военный союз с египетскими мамлюками - династией каирских султанов. После разгрома татарского войска на Куликовом поле Дмитрий Донской, узнав об участии египтян в Мамаевом побоище, вероятно, принял соответствующие меры по запрету арабским купцам совершать поездки на Север. У победителя для этого были все возможности, т.к. в Булгаре был поставлен русский таможенный надсмотрщик, и до набегов хана Золотой Орды Тохтамыша вся Волжская Булгария догое время была в полной зависимости от Москвы.
Завершая рассказ об арабских путешественниках и писателях, нельзя не упомянуть об одном древнем сочинителе - знаменитом арабском географе XII века ал-Идриси, жившего на Сицилии. По мнению ученых, его книга под названием "Развлечение истомленного в странсвии по областям" (1154 г.) сопоставима с трудами Страбона и Птолемея в истории античной географии. Это энциклопедическое произведение, в котором ал-Идриси попытался свести воедино все географические знания, накопленные в середине XII века, является выдающимся памятником арабской географии.
Ал-Идриси дал подробное описание морей, омывающих землю. Вся северная половина Атлантического океана, включая относящиеся к ней моря, считалась единым водным бассейном - море Мрака. В произведении ал-Идриси имеетя одно любопытное известие, в котором, по всей вероятности, отразились сведения о Белом море: "Что касается западного края моря Мрака, то он граничит с северной (стороной страны) ар-Русийа, отклоняется в северном направлении, затем поворачивает на запад, а за этим поворотом уже нет никакого прохода [для мореплавателей]".
118.
118.
Так как из других арабскихъ источников ал-Идриси не мог таких сведений позаимстовать, то судя по приведенному отрывку, в его распоряжении миелась часть какой-то лоции с описанием плавания от северного побережья Руси на северо-запад. Эти сведения он мог получить или от скандинавских информаторов, или от арабских купцов, активно посещавших северные края в то время, или даже от самих русов.
Стоит обратить внимание, приведенные маршрутные данные из этой лоции очень напоминают об одном отрезке пути, пройденного норвежским мореплаватетем Оттаром, а именно от мыса Нордкап на восток и далее на Юг вдоль побережья Кольского полуострова. Если проделить этот путь в обратном направлении, то придется идти сначала из Белого моря на север, а затем на запад, как указано в приведенном фрагменте текста. Сообщение арабского писателя, как считает комментатор его книги И.Г.Коновалова, конечно, восходит не непосредственно к рассказу Оттара, а к сообщениям об аналогичых плаваниях скандинавских мореходов, со слов которых географ мог записать также современные сведения о норвежском Финмарке и лежащих рядом северных областях.
На карте ал-Идриси, отнесенной к северной части Европы, помечены четыре реки, впдающие в море Мрака, т.е. в моря Северного Ледовитого океана.
119.
Особенно привлекла внимание арабского географа, так называемая Русская река, которой он дал следующее описание:"В упомянутую Русскую реку впадают шесть больших рек, берущих начало в горе Кукайа, а это большая гора, протянувшаяся от моря Мрака до края обитаемой земли. Эта гора простирается до страны Йаджуджа и Маджуджа на крайнем востопе и пересекает ее, проходя в южном кправлении до темного, черного моря, называемого Смолистым. Это очено высокая гора; никто не может подняться на нее из=за сильного холода и глубокого весного снега на ее вершине. В долинах этих рек живет народ, известный под именем ан-нибарийа (ан-н.барийа). У этого народа есть шесть укрепленных городов, расположенных между руслами этих рек, текущих, как мы уже сказали, с горы Кукайа. Никто не можзет покорить этих людей: у них принято не расставаться с оружием ни на миг, они чрезвычайно осторожны и осмотрительны".
Под городй Кукайа, вероятно, арабский географ подразумевал Урал, восходящий к наименованию Рипейских(Рифейских) гор античных писателей. Судя по надписи на карте ал-Идриси, в нижнем течении Русской реки располагалась Кумания, а в верховьях - страна, названная по имени живущего там народа, ан-Нибарийа. Специалисты считают, что наряду с чтением Нибарийа, из-за особенностей письма арабского текста, возможно также прочтение как Бинарийа или Бийарийа.
Относительно идентификации этой реки, народа аннибарийа и придалежащих ему городов учеными было высказано немало различных мнений, причем очень противочеривых. Мы не будем останавливаться на всех предположениях и суждениях ученых людей, но об одно из них все же сажем
120.
Финский исследователь О. Талльгрен-Туулио преположил, что конъектура Б(и)йармийа опирается на одно из чтений названия страны на арабской карте - Бийарийа, где буква йа заменяется на мим, что переписчик мог довольно легко сделать. По мнению цсегоно, речь идет о Биармии (Bjarmaland), находившейся, по представлениям скандинавов, на севере Восточной Европы. Вероятно, финский историк исходил из расширительной трактовки древескандинавского Хоронима Бяьярмаланд как собирательного понятия, которым обозначались обширные территории в северной части Восточной Европы от Кольского полуострова до Ладожского озера, населенные финно-угорскими племенами.
О.ТалльгренТуулио полагал, что источником сведений для ал-Идириси об этой земле и ее народе послужили фрагменты скандинаских саг и скандинаской поэзии,дошедшие до сицилийского географа в пересказе информаторов, от которых он получил данные о других народах Северной Европы. Возможность передачи таких сведений он видел в неплохой информированности ал-Идриси о тех районах Северной Европы, которые имели тесные связи с Биармией, например о Финнмарке. Вероятней всего , что информатором для арабского гекографа был какой-то заезжий скандинавский купец-путешественник, проехавший от Черного моря по рекам Восточной Европы в северные русские земли по наезженному пути "из варяг в греки". Мы бы, в свою очередь, добавили, что сведения о Руси и Русской реке ему могли предоставить арабские купцы и путешественники, добиравшиеся до крайних веверных пределов, не исключено, сами русы, прибывшие для торговли в Средиземное море.
И в заключение, вернемся к пограничным рубежал Руси, указанным рарабским географом. Ал-Идриси северной границей Руси считал море Мрака, под которым имелись в виду моря Северного Ледовитого океана.Мы уже выяснили, как географ мог получить эти сведения, из каких источников.
121.
Поэтому, полагая, что если сообщения ал-Идриси опиралось на скандинавские источники, тогда, по мнению И.Г.Коноваловой (авторы книги с ней абсолютно солидарны), приморскими русскими землями в данном районе были те области Европейчкого Севера, с которыми скандинавы вели торголвю и которые в древнескандинаской географиченской традиции назывались Биармией. О большом интересе новгородских купцов XII века к богатым пушниной северным территориям свидетельствуют и археологические материалы. Они же говорят о том, что в XII веке Северный морской путь играл определенную роль в торговле между Северной Русью и Финмарком Норвегии.
Более того, сведенияал-Идриси о том, что северной границей Руси были моря Северного ледовитого океана, можно рассматривать в одном ряду со сведениями древнескандинавских источников ("Описание Земли I" и "Грипла) О зависимости Биармии от Руси и считать, по мнению. этой исследовательницы, сообщение ал-Идриси хронологически первым свидетельством о существовании такой зависимости. Только вот от Руси ли? Мы бы не стали делать такой однозначный вывод.
_______________________
"Описание Земли I" - самое раннее древнескандиновское географическое сочинение с описанием северных европейских стран, в том числе и Руси, составленное в XII в. Это название условное, предложенное Е.А.Мельниковой, вычленившей это географическое сочинение как самостоятельное (см. : Мльникова Е.А. Древнескандиноавские географические сочинения. М., Наука, 1986г.) Исследователям известны также "Описание Земли II" и "Описание Земли III" более позднего происхождения. "Грипла" - ещё один древнескандинавский географический трактат с описанием северноых европейских стран, дошедший в составе двух поздних сборников (начало XIV века) Текст "Гриплы" в значительной части близок "Описанию Земли I"
122.
Не обошел вниманием легендарную Биармию и знаменитый русский писатель, великий историк, автор одного из значительных трудов в Российской историографии, фундаментального 12 томного произведения Истории государства Российского" - Николай Михайлович Карамзин (1766-1826).
В первом томе "Истории" Карамзин дал описание северных областей России и того, какие в древности народы заселяли эти земли.
Он как бы признает тот факт реального существования Биармии и приводит описание ее границ и стран, соседствующие с нею. Однако, выполняя основной постулат - подходить ко всему критически, - Карамзин недоверчиво относится к сообщениям скандинавских саг, тем более к известиям о загадосной и таинственной Биармии. Одновременно историк, знакомый с сочинениями Страленберга и Татищева, также безоговорочно высказывается за отождествление Биармии и Перми, обманутый, как и они, их звуковым сходством.: "Биармею называли сккандинавы всю обширную страну от Северной Двины и Белого маря до реки Печоры, за которой они воображали Иотунгейм, отчизну ужасов природы и злого чародейства. Имя нашей Перми есть одно с именем древней Биармии, которую составляли Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская губернии. Исландские повести наполнены сказаниями о сей великой финской области; но баснословие их может быть любопытно для одних легковерных".
123.
Во втором томе "Истории" Карамзин вновь возвращается к Биармии, ссылаясь опять на исландские саги, при этом не забывая все время указывать на их "баснословие". Одновременно историк и не отвергает вероятности торговых сношений между норвежцами и биармами, указав на возможность их торговли с Пермью и камской Булгарией: "Россиянам надлежало прежде овладеть всеми ближайшими местами Архангельской и Вологодской губернии, древним отечеством народов чудских, славным в северных летописях под именем Биармии. Там, на берегах Двины, в начале XIвека,по сказанию исландцев, был торговый город, где съезжались летом купцы скандиновские и где норвежцы, отправленные в Биармию Св. Олофом, Ярославовым современником, ограбили кладбище и похитили украшение финского идола Йомалы. Баснословие их Стихотворцев о чедесном великолепии сего храма и богатстве жителей не входит в историю; но жители Биармии могли некотороыми произведениями земли своей, солю, железом, мехами торговать с норвежцами, открвышими в IX веке путь к устью Двины, и даже с камскими болгарами, посредством рек судоходных. Занимаясь рыбною и звериною ловлею, огражденные с одной стороны морями хладными, а с другой лесами дремучими, они (биармы-Авт.) спокойно наслаждались независимостью, до самого того времени, как смелые и предприимчивые новгородцы сблизились с ними чрез область Белозерскую и покорили их, в княжение Владимира или Ярослава. Сия земля, от Белаозера до реки Печоры, была названа Заволочьем и моло-помалу населена выходцами новгородскими".
Норвежцы до XIII века ходили на кораблях в Биармию, пишет далее Карамзин, ссылаясь на шведского историка Далина. Поэтому Белое море и часть Ледовитого океана, рилежаещго к Архангельской губернии, в России долго назывались Мурманским, т.е. Норманским или Норвежским морем. Хотя Карамзин не исключал возможности происхождения названия Мурманского моря от другого слова - поморский, т.к. Татищев считал, чтомаурена обозначала на сарматском языке (финно - угорском _Автор) - поморье.
124.
продолжение