RSS Регистрация Главная
Главная » 2012 » Апрель » 1 » Открытие Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым
00:05
Открытие Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым




ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ БЕЛЛИНСГАУЗЕНОМ И ЛАЗАРЕВЫМ

В начале XIX в. корабли русского флота совершили ряд кругосветных путешествий. Эти экспедиции обогатили мировую науку крупнейшими географическими открытиями, в особенности в Тихом океане. Однако, огромные пространства Южного полушария все ещё оставались на карте "белым пятном". Не выяснен был вопрос и о существовании Южного материка.

В 1819г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправлялись в дальние плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - "Восток" и "Мирный".  Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков.



Морское министерство назначило начальником эспедиции капитана Беллинсгаузена, имевшего уже за плечами большой опыт дальних морских плаваний.
Беллинсгаузен родился на острове Эзель (о-в Сарема в Эстонской ССР) в 1779 г. "Я родился среди моря, - говорил он о себе впоследствии, - как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря".
 Мальчику было десять лет, когда его отдали учиться в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Будучи кадетом, юный Беллинсгаузен во время летней практики плавал к берегам Англии. Окончив Морской корпус в 18 лет, он получил чин Мичмана.
В 1803-196 гг. Молодой моряк участвовал в первом русском кругосветном путешествии на корабле "Надежда" под начальством талантливого и опытного мореплавателя И.Ф.Крузенштерна. Во время экспедиции Беллинсгаузен занимался главным образом составлением карт и астрономическими наблюдениями. Эти работы получили высокую оценку.

Командир шлюпки "Мирный" М.П.Лазарев родился в 1788г. во Владимирской губернии. Вместе с двумя братьями он также поступил в Морской корпус. Во время обучения он  впервые побывал в море и полюбил его навсегда.
Службу на флоте Михаил Петрович начал в Балтийском море. Он участвовал в  войне России со Швецией и отличился в морском бою 26 августа 1808 г. В 1813 году во время войны за освобождение Германии от наполеоновского ига Лазарев принимал участие в операциях по высадке десанта и бомбардировке г.Данцига. И в этой компании он зарекомендовал себя как храбрый, находчивый и старательный офицер.
После окончания войны лейтенанта Лазарева назначили командиром корабля "Суворов" посланного в Русскую Америку. Это кругосветное плавание русских, обогатило географическую науку новыми открытиями. В Тихом океане Лазарев открыл группу неизвестных островов, которые назвал именем Суворова.
В плавании вокруг света, которое было для Лазарева хорошей практической школой, он проявил себя как талантливый организатор и командир. И не удивительно, что именно он был назначен помошником начальника новой кругосветной экспедиции.
*
*     *
16 июля 1819 г. корали "Восток" и "Мирный", составляющие "Южную дивизию", садились в яхты и под салют  артиллерийских береговых батарей покинули родной Кронштадсткий рейд. Предстоял долгий путь и неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.
В крупном английском порут Портсмуте Беллинсгаузен задержался  почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести  хронометры и разные мореходные инструменты. В начале осени при попутном ветре, корабли  легли на курс через Антланический океан к берегам Бразилии. Погода благоприятствовала экспедиции. Редкие и слабые штормы не  нарушали распорядка жизни на кораблях. С первых же дней велись научные наблюдения, которые Белленсгаузен и его помошники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Ежедневно под руководством проф. астронома Симонова офицеры занимались астрономическими наблюдениями и вычислениями географического  положения судна.



Через 21 день плавания шлюпы подошли к острову. Пока команды кораблей  запаслись свежей водой и провизией, офицеры осмотрели гористый живописный берег.
Дальнейшее плавание проходило в зоне северо-восточных пассатов при безоблачном небе. Ход парусных судов значительно ускорился. Достигнув 10 градусов С.Ш. , шлюпы вошли в полосу затишья, обычного для  приэквариториальных мест. Моряки измеряли температуру воздуха и воды на разных глубинах, изучали течения и соибирали коллекцию морских животных. Корабли пересекли экватор, и вскоре при попутном юго-восточном пассате шлюпы подошли к Бразилии и стали на якорь в красивом удобном заливе, на берегах которого раскинулся г. Рио-де-Женейро. Это был большой грязный город, с узкими улочками, по которым бродило множество буздомных сабак.
В то время в Рио-де-Женейро процветала работорговля. С чувством негодованияБелинсгаузен писал: " Здесь находится несколько лавок, в коих продаются негры: взрослые мужчины, женщины и дети. При входе в сии мерзостные лавки представляется взорам в несколькорядов сидящие, коростой покрытые негры, малые напереди, а большие позади... Покупщик, выбрав по желанию своему  невольника, выводит его из рядов вперёд, осматривает у него рот, ощупывает все тело, руками колотит по разным частям, и после сих опытов, уверясь в крепости здоровья негра, его покупает... Все сие приводит  омерзение к бесчеловечному хозяину лавки".
Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули Рио-де-Женейро, взяв курс на юг  в неизведанные раоны океана.

В умеренной полосе южной части Атлантического океана в воздухе стало чувствоваться прохлада, хотя уже начиналось южное лето. Чем дальше к югу, тем больше встречалось птиц и особенности буревестников. Большими стадами проплывали мимо киты.
В конце декабря 1819г. шлюпы подошли к острову Южная Георгия. Моряки занялись описанием и съемкой его южного берега. Северную сторону этого  гористого острова, покрытого снегом и льдом, снял на карту ещё английский мореплаватель Джейс Кук. Корабли медленно, продвигались вперед, очень осторожно лавируя среди плавающих льдов.

Вскоре лейтенант Анненков открыл и описал небольшой остров, который назвали его именем. Беллинсгаузен на дальнейшем пути сделал несколькопопыток измерить глубину океана, но лот не доставал дна. в То время ни одна научная экспедиция не пыталась измерить глубину океана. Беллинсгаузен на много десятилетий опередил в этом других исследователей, к сожалению, технические средства экспедиции не позволили решить эту задачу.
Затем экспедиция встретила первый  плавающий "ледяной остров". Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы - айсберги.



В начале 1820 года моряки открыли неизвестный остров сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели ещё два острова. Их также нанесли на кару, назвав именами участников(Лоскова? и Заводянского?) Остров Заводянского оказался действующим вулканом высотой более 350 метров. Высадившись на берег, члены экспедиции поднялись по склону вулкана до середины горы. По пути собрали яйца пингвинов и образцы горных пород. Пингвинов здесь было множество. Моряки взяли на корабль несколько птиц, развлекавших в пути  экипажи кораблей. Яйца пингвинов оказались съедобными, и их использовали в пищу. Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра — о-вами Траверсе.
На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.

Продвигаясь все дальше на юг корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали о-вами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джемсом Куком Сандвичевым о-вам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте.
Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми о-вами.

 Туман, пасмурная погода сильно затрудняла плавание. Кораблям постоянно  грозила опасность  наскочить на мель.
С каждой милей к югу становилось все труднее пробиваться меж льдов. В конце января 1820 года моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено было обойти его, круто повернули на север. Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов.
Но Белинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Когда корабли попадали в сплошные льды, они то и дело поворачивали на север и  поспешно выбирались из ледяного плена. Требовалось большое искусство спасти суда от повреждений. Повсюду встречались массы многолетних льдов.



Корабли экспедиции все же пересекли Южный полярный круг и 28 января  1820г. достигли 69 градусов 25 минут Ю.Ш.  В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг.
Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество птиц появлявшихся над шлюпом. И действительно, всего  несколько миль отделяло корабли от берега Антарктиды, названного норвежцами спустя сто  с лишним лет берегами Принцессы Марты. В 1948 году в этих местах побывала советская китобойная флотилия "Слава", установившая, что лишь плохая видимость помешала Беллинсгаузену отчетливо увидеть  им побережье Антарктиды и даже горные вершины в глубине материка.

В феврале 1820 года шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу  с этой стороны, они ещё два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледяные условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.
В марте с наступлением осени, ночи стали  темнее, усилились морозы, участились штормы.  Плавание среди льдов становилось все опаснее, сказывалось общая утомление команды от непрерыввной суровой борьбы со стихией.  Тогда Белинсгаузен решил вести суда в Аустралию. Чтобы охватить плаванием более широкую полосу,  для этого решил направить плюпы в Австралию разными путями.

21 марта 1820 года в Индийском океане разыгрался сильнейший штром. Беллинсгаузен писал: Ветер ревел, волны поднимались до высоты необыкновенной, море с воздухом как будто смешалось; скрип частей шлюпа заглушал всё. Мы остались совершенно без парусов на произвол свирепствующей бури;  я велел растянуть на бизань вантах несколько матросских коек, дабы удержать шлюп ближе к ветру. Мы утешались только тем, что не встречали льдов в сию ужастную бурю. Наконец, в 8 часов с баку закричали: льдины впереди; сие извещение поразило всех ужасом, и я увидел, что нас несло на одну из льдин; тотчас подняли фок-стаксель и положили руль на ветр  на борт; но как все сие не произвело желаемого действия и льдина была уже весьма близко, то мы только смотрели, как нас к оной приближало. Одну льдину пронесло под кормою, а другая находилась прямо против середины борта, и мы ожидали удара, которому надлежало последовать, по счастию, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину на несколько сажен".
Шторм продолжался несколько суток. Измученная команда, напрягая все силы, боролась со стихией.
А птицы альбатросы с распростёртыми крыльями как ни в чём не бывало плавали между волн.

В середине апреля шлюп "Восток" бросил якорь в австралийской гавани порта Жаксон (ныне Сидней). Спустя семь дней сюда же пришел шлюп "Мирный". Так закончился первый ериод изысканий.

В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропичесой части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.

Возвратившись в Жаксон, команды шлюпов стали готовится к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух мессяцев. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Вскоре в носовой части шлюпа "Восток" открылась течь, которую с большим трудом удалось  уничтожить. Продолжая плыть на юг, шлюпы пересекли 60 градусов Ю.Ш. На пути стали попадаться плавующие льдины, а затем  появился сплошной лёд. Суда направились на восток вдоль кромки льда. Погода заметно портилась, температура понижалась, холодный порывистый ветер гнал тёмные снежные тучи.  столкновения  мелкими льдинами грозили усилить течь в корпусе шлюпа "Восток", а это могло привести а гибельным последствиям.
Неожиданно разыгрался сильный шторм. Пришлось снова отходить на север. Обилие плавающих льдов и плохая погода препятствовали продвижению на юг. Чем дальше двигались  шлюпы, тем чаще встречались айсберги. Временами до 100 ледяных гор окружали корабли. Лавирование между айсбергами при сильном ветре и снегопаде требовало огромного напряжения сил и большого искусства. Подчас только мастерство, ловкость и быстрота команды спасали шлюпы от неминуемой гибели.
При малейшей возможности корабли снова и снова поворачивали прямо на юг и шли до тех пор, пока сплошные льды не преграждали путь.

Наконец, 22 января 1821 года счастье улыбнулось мореплавотелям. На горизонте показалось чернеющее пятно.
"Я в трубу с первого взгляда узнал, - писал Беллинсгаузен, - что вижу берег, но офицеры, смотря  также в трубы, были  разных мнений. В 4 часа телеграфом известил лейтенанта Лазарева, что мы видим берег. Шлюп "Мирный" был тогда поблизости от нас  за кормой и поднял ответ... Невозможно выразить словами радости, которая являлась на лицах всех при восклицании: "Берег! Берег!".
Остров назвали именем Петра I. Теперь Белинсгаузен был уверен, что где-то вблизи должна быть ещё суша.
Наконец его ожидания оправдались. 29 января 1821 года Беллинсгаузен записал:
 "В 11 часов утра мы увидели берег: мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая  отделена перешейком от других гор. Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом АлександраI."Яназываю обретение сие берегом потому, что отдаленност другого конца к югу исчезала за пределам зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые склоны  не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере , состоит не из той только  части, которая находилась перед глазами нашими".

Земля АлександраI до сих пор ещё недостаточно исследована. Но открытие ее окончательно убедило Беллинсгаузена, что русская экспедиция подошла к нееизвестному ещё Южному материку. Так совершилось  величайшее географическое открытие XIX века.

Разгадав многовековую загадку, мореплаватели решили идти на северо-восток для исследования Южных Шетландских островов. Выполняя работы по съемке их южного побережья, моряки были вынуждены срочно уходить на север с каждым днем усиливалась течь в потрёпанных шторамами кораблях и Беллинсгаузен направил их в Рио-де-Жанейро.
В начале марта 1821 года шлюпы встали  на якорь на рейде Рио-де-Жанейро. Так закончился второй этап замечательного плавания.
Через два месяца после основательного ремонта, корабли вышли в море, держа курс к родным берегам. 5 августа 1821 года "Восток" и "Мирный" прибыли в Кронштадт и бросили якорь на том же месте, с которого ушли более двух лет назад.

Они пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Это расстояние в два с четвертью раза больше длины экватора. Кроме  Антарктиды, Экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.

Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль науки в то время только зарождалась. Ф.Ф.Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях.
Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.
Вся дальнейшая жизнь Беллинсгаузена и Лазарева после возвращения из антарктического плавания проходила в непрерывных плаваниях и боевой морской службе. В 1839 г.  Беллинсгаузена в чине адмирала назначили главным командиром Кронштадского порта. Под его руководством Кронштадт превратился в непреступную крепость.
Умер Беллинсгаузен в 1852 году, в возрасте 73 лет.

Михаил Петрович Лазарев много сделал для развития русского морского флота. Уже в чине адмирала, командуя Черноморским флотом, он добился полного перевооружения и перестройки флота. Им было воспитано целое поколение славных моряков.
Скончался Михаил Петрович Лазарев в 1851 году.

Уже в наше время капиталистические государства стремились поделить между собой Антарктиду. Географическое общество Советского Союза выразило решительный протест против одностороних действий этих государств. В резолюции по докладу покойного президента географического общества академика Л.С.Берга говорится:
 "Русские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев в 1819-1821 годах обошли вокруг арктического материка, впервые дошли к его берегам и открыли в январе 1821 года остров ПетраI, Землю Александра I , острова Траверсе и другие. В знак признания заслуг русских мореплавателей одно из южных полярных морей было названо морем Беллинсгаузена. А поэтому все попытки решать вопрос о режиме Антарктиды без участия Советского Союза не могут  найти никакого оправдания... СССР имеет все основания не признавать любого такого решения".

ДЭ том 1-ый, изд. Москва, 1960г., стр 362-367

Дополнительные сведения по теме:

1.  источник - Большая Советская Энциклопедия:

Антарктида

Беллинсгаузен Ф.Ф.

Лазарев М.П.


2. источник - Краткая Географическая Энциклопедия:

Антарктида, Антарктика, История исследования.

Пейзажи Антарктиды
Категория: история | Просмотров: 13779 | Добавил: foma33 | Теги: история исследования, Антарктида, беллинскаузен, антарктика, лазарев | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход
Категории
АУДИО









| гр." СТРАННИКИ" |
Электроника
...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Плагины, сниппеты и пользовательские скрипты на jquery